Герхард Терстеген. Краткое изложение истинного христианства
Опубликовано на сайте Богослов.ру 10 сентября 2020 г.
Предисловие переводчика
Публикацией настоящего письма портал Богослов.ру продолжает знакомство заинтересованных читателей с переводами текстов немецкого мистика и пиетиста Герхарда Терстегена (1697–1769). Раньше на нашем портале были опубликованы 14 трактатов, составляющих главный труд этого автора – сборник «Путь истины», а также его жизнеописание и небольшая полемическая статья, сравнивающая сложившиеся православные формы благочестия и пастырско-богословские воззрения Терстегена. Значимость публикаций этих переводов состоит в том, что впервые в русскоязычный научный и практический оборот вводятся важные источники западного христианства XVIII века.
Полное название вышедшего в свет в 1773–1775 гг. эпистолярного наследия Терстегена в 4-х томах (точнее, в двух томах, каждый из которых содержал по 2 части) – «Духовные и назидательные письма о внутренней жизни и истинной сути христианства». Терстеген, будучи простым мирянином, был чрезвычайно популярным и востребованным душепопечителем. Он следовал традиции квиетистко-пиетистской духовной практики, и в его письмах мы находим законченный и совершенный образец этой духовности. Современный православный читатель (имеющий, как правило, крайне скромные и по большей части неверные представления о духовной жизни в традиционном протестантизме) с удивлением обнаружит большое её сходство с православной аскетикой; но также и очень важные различия, весьма небезынтересные с пастырско-педагогической точки зрения. Комментируя каждое письмо, мы будем обращать внимание на эти сходства и различия. Первое письмо представляет собой общий обзор пастырского богословия Терстегена. Особый интерес здесь вызывает учение о молитве – более широкое, чем в православной аскетике.
Перевод этого и последующих писем осуществлён по первой публикации писем Терстегена (репринт) с привлечением 2-го (1798) и 5-го (1845) изданий, а также критического издания писем в академической серии Texte zur Geschichte des Pietismus, серия V, том 7 (2008).
Священное Писание цитируется автором свободно; в ссылках это не оговаривается. В конце письма даётся обозначение: (1, I, 1). Первая цифра – том, вторая – часть вышеупомянутого первого издания писем Терстегена; третья цифра – номер письма.
Письмо 1-е
Краткое изложение истинного христианства по четырём изречениям Евангелия:
Кто хочет идти за Мною,
1) отвергнись себя, 2) и возьми крест свой, 3) и следуй за Мною (Мф. 16, 24),
4) всегда молясь (Лк. 18, 1).
__________________
Во Христе Иисусе, нашем благословенном Спасителе, досточтимая сестра!
Я не раз собирался написать вам несколько строк; впрочем, поскольку я с вами не знаком лично, и мне неизвестно внутреннее устроение вашей души, то намерение это до сих пор откладывалось. Но время от времени я поминал вас в своих слабых молитвах. Прежде всего я благодарил Бога, и не перестаю благодарить, что Он по великой Своей милости стал просвещать ваши очи, чтобы вы смогли уразуметь греховное повреждение человека, ничтожность мира сего и важность предметов вечных; также, что Он дал вам – надеюсь, искреннее – желание и стремление истинно исцелиться от своих грехов, дабы, в отрешении от всякой суеты, жить в благоугождении Господу. Если вы, возлюбленная сестра, находите в себе таковое сердечное расположение, то почитайте себя в высшей степени обязанной вместе со мною благодарить о том Бога; ибо малейшее действие благодати Божией несравненно драгоценнее, чем всё, что только может дать нам мир сей.
Первый шаг на пути благочестия есть изменение направления нашей жизни от вечной погибели к вечному спасению. Прошу вас, чаще размышляйте об этом пред Богом! Что не держат во внимании, то легко теряется. Чего только не дал бы сатана и падший мир за то, чтобы мы снова переменили свои мысли! Господь да сохранит от сего вас, и меня, и всех Своих чад! Посему я, благодаря Его за вас, также и молюсь Ему, да не попустит Он врагу каким-либо образом вновь запутать вас и отвратить от Бога, или погрузить вас в духовный сон и беспечность. Ах! сколь многих я знал, кои полагали доброе начало, но спустя некоторое время вновь обращали слух к миру сему и падшему рассудку, опускали руки и падали духом! Другие, не совсем уж озирающиеся назад (Лк. 9, 62), останавливались на неких первоначальных благодатных действованиях и изменениях, не продвигаясь далее ко всецелому новому рождению свыше (Ин. 3, 3) и внутреннему единению с Богом. Иным же, если они хотели продолжать духовную жизнь, нужна была особая великая благодать Божия, дабы им был показан истинный путь, ибо они всё время уклонялись на стезю претыканий, ошибок и заблуждений. Я говорю это не для того, чтобы ввергнуть кого-то в уныние, но чтобы побудить к постоянной молитве (1 Фесс. 5, 17), крайней осмотрительности (Еф. 5, 15) и великой серьёзности (Фил. 2, 12).
Если вы, дорогая сестра, спросите меня: в чём же я, по мере моего разумения, полагаю истинный духовный путь, то я отвечу вам в общем: сей путь есть тот, который возвещает нам в Евангелии Господь Иисус, когда говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь мы видим три заповедания; если к каждому из них присоединить ещё непрестанную молитву (Лк. 18, 1), то в этих четырёх положениях будет заключаться всё истинное христианство; и ни падший рассудок, ни мир сей не смогут им воспрекословить. Господь Иисус, изрекший их, да даст вам всегда уразумевать и исполнять их сообразно вашему положению и состоянию.
Для лучшего уяснения сего позвольте предложить вам некое простое руководство. Представьте себе, что возлюбленный наш Спаситель говорит вам ныне, и на всякий день:
«Отвергайся себя в том, в чём ты обнаруживаешь себя. Ты усматриваешь в себе любовь, радость, упование в отношении чего-либо тварного, вне Бога; ты видишь, как проявляется в чём-либо, пусть даже и в духовном, твоё самолюбие и самоугодие – отвергнись себя. Люби что бы то ни было не по влечению своих собственных падше-природных мыслей, чувств и желаний, но свято действуй во всём вопреки безбожной самости – в речах и делах, в прогулках и общении, еде и питии и т. д. (разумеется, без крайностей и вреда здоровью). Непрестанно молись о благодати, мудрости и силе – и возьми крест свой. Ты не должна сама себе устраивать крест, но принимать тот, который уже предложен тебе – будь то от мира сего, когда он презирает, осмеивает, ненавидит, истязает и гонит тебя; будь то от сатаны, когда он мучает тебя искушениями, соблазнами, злыми помыслами и внушениями и т. д.; будь то от Бога и Его промысла, проводящего тебя чрез скорби, болезни, бесчисленные напасти и чрез духовные испытания (как то: сокрытие и отъятие чувствуемой нами Его силы и благодати и тому подобное); будь то, наконец, от самой себя – в слабости твоего телесного состава, в болезнях, в чувстве духовной немощности и непостоянства и – даже – в прегрешениях, случающихся против воли или по некоей опрометчивости. Всё это – крест; прими его на себя. Это значит: настрой себя так, что по естеству очень немного будет у тебя привольных дней на сей земле.
Мужайся и терпи; а при этом всегда молись о мужестве, терпении и силах – и следуй за Мною. Предай себя Мне со всецелым упованием. Отдай свою волю полностью в Мои руки; стань, как малое дитя, которое само ходить не может, и не знает, куда оно должно идти. Сомкни очи падшего рассудка и держись за Меня верой. Внимай движениям Моего Духа внутри себя, и как Я убеждаю, вразумляю и влеку тебя, так и следуй за Мною в простоте, не заботясь ни о чём (Фил. 4, 6). Я Сам прошёл этот путь самоотвержения и креста; и тебя Я безошибочно проведу по нему. Я знаю лучше всего, что тебе полезно – только постоянно держись за Меня, не своди с Меня глаз; и как Я предшествовал тебе, и не перестаю предшествовать внутренне и внешне, так следуй за Мною – молясь при этом непрестанно о вере, простоте и верности».
Подчёркиваю ещё раз, возлюбленная сестра, что молитва необходима при всяком нашем духовном делании – частью потому, что сами по себе мы бедные и немощные творения, ничего не имеющие и ничего не могущие, как только беспрестанно молить о милостыне во вратах благодати Всевышнего; частью же потому, что мы не можем вместить много твёрдой пищи и получаем к ней отвращение, если нам не дают вместе с нею и молока (1 Кор. 3, 2). Учение Господа Иисуса о кресте и самоотречении для падшей природы есть всё равно что твёрдая пища, так что, как бы сердечно мы в начале не устремлялись к ней, со временем она непременно становится для нас неудобоваримой и слишком горькой, – если только она не смягчится и не усладится чрез делание непрестанной молитвы.
Под молитвой же я подразумеваю здесь не столько просьбы, стремления и желания души, чтобы получить то или иное даяние от Бога, сколько всякое занятие нашего духа и нашей веры Богом и божественными предметами – то, что в Писании именуется хождением пред Богом и в Его соприсутствии. На этот краеугольный камень и благородное сокровище истинного христианства я бы хотел, дорогая сестра, обратить ваше особое и первостепенное внимание, ибо правильное его разумение и осуществление совмещает в себе всю духовную жизнь и те заповедания Христовы, о которых мы говорим. И поскольку для себя я вижу хождение пред Богом в Его соприсутствии в высшей степени важным и нужным, то и для вас я от всего сердца желаю, чтобы оно стало вашим единственным и непрестанным деланием.
Разъясню в немногих и простых словах, в чём заключается эта молитва, которую Господь Иисус, наш Предшественник, вкупе со всеми Своими последователями так любил и к которой так часто прибегал (Лк. 6, 12). Обще говоря, я понимаю сию молитву как внутреннейшее, теснейшее и ближайшее сообращение с Богом – когда мы веруем и познаём Бога как везде присутствующего, и особенно присутствующего в нас, и к Нему, как к соприсутствующему нам, часто (а по возможности – непрестанно) обращаем с благоговением и любовью наш ум и сердце; когда мы, внутренне простираясь пред Ним духом, поклоняемся Ему и прославляем Его; когда мы всецело предаём себя Ему в вечную собственность; когда мы с любовью сокровенно припадаем к Нему и ведём с Ним, как с сердечнейшим нашим Другом, искренний разговор, – чему всему научает нас вера и любовь.
Если же говорить о частностях делания сей молитвы, то, на мой взгляд, для этого, во-первых, необходимо, чтобы человек всякий раз обращался внутрь себя, как только он осознаёт, что чрез внешние предметы и дела он слишком отдалился от Бога и от памяти о Нём. Во-вторых (что я особенно порекомендовал бы вам, дорогая сестра), надлежит выделить, насколько это возможно, некоторое особое время для такого внутрь-собирания – пусть это будет хоть по полчаса или пятнадцати минут дважды в день. На это время вам нужно будет отложить все свои дела и размышления о них и поставить себя в уединении пред Богом, не только для того, чтобы возвестить Ему ваши нужды, но главным образом для того, чтобы, более чем обычно собрав рассеянные мысли и чувства, обратить ум и сердце к созерцанию Бога и Его соприсутствия, или какого-либо Его божественного свойства. Полностью раскройте перед Ним глуби́ны своей души и в возможной для вас тишине и безмолвии внимайте, не соблаговолит ли Господь внутренне произвести в вас какое-либо Своё действие или что-то возвестить вам. Но всё это – в простоте, смирении, тихости, и больше сердцем, чем головой, поскольку всё сие должно быть делом Духа Божия, а не нас самих. Вначале это бывает тяжело и досадно нашему естеству; но дальше – легче, и, наконец, такая молитва становится истинной жизнью и свойством души, так что душа уже при жизни тела вселяется на небо, и её осеняет мир, превосходящий всякое разумение (Еф. 3, 19), которого никто не может у неё отнять (Ин. 16, 22). Великий Бог любви да даст вам, мне и тысячам людей, ищущих Его, сущностно познать сие!
Вот, возлюбленная сестра, что ныне дал мне Господь написать вам. Молю Его, дабы Он сопроводил сии строки Своим вразумлением и благодатью! Приветствую всех ваших, боящихся Господа, никого не исключая.
(1, I, 1)