Задачи молодёжной работы
Выступление на Круглом столе «Духовно-нравственное просвещение молодежи. Формы церковной работы в высшей школе» в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре, июнь 2009
Сегодня перед нашей Церковью с новой силой встают задачи миссии, катехизации, воцерковления множества людей, за которых Церковь взяла ответственность, крестив их. Особое значение здесь принадлежит работе с молодёжью. Хотя, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, неправомочно выделять молодёжь в какую-то совсем уж особую социальную группу, всё же именно молодёжь, как отмечал Патриарх – это передняя линия фронта борьбы не только за будущее, но и просто за человека. «Борьба между светом и тьмой, между добром и злом, между Богом и дьяволом в первую очередь проходит по молодым сердцам. Церковь не может не иметь молодежной темы в качестве своего приоритета именно в настоящих условиях, в условиях нравственной болезни человеческой цивилизации. Работать с молодежью необходимо, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа – снова стали замечательным притягательным идеалом для молодежи», – говорил Предстоятель нашей Церкви на III Сретенских встречах православной молодёжи.
На этом представительном собрании церковных молодёжных лидеров, съехавшихся в Москву практически из всех епархий Русской Церкви, Патриарх Кирилл особо остановился на идее о молодежном свидетельстве сверстникам, которое может осуществиться прежде всего в ВУЗах, как местах жизни и общения наиболее перспективной и активной части подрастающего поколения. В любом институте (университете) есть верующие студенты, и количество их отнюдь не стремится к нулю. Я бы хотел в своём кратком докладе остановиться именно на формах церковной работы с молодёжью в ВУЗах, и поставить перед вами для обсуждения три вопроса.
1) В нашем государстве, отягощённом постсоветским менталитетом, уже сложилась традиция «забалтывания» любой проблемы. Всякое начинание, сколь важным и своевременным оно бы не было, имеет опасность бюрократизироваться и «уйти в свисток», а по сути ничего не меняется. По тесной связи Церкви и общества очень, увы, не исключено, что миссионерский импульс молодёжной работы, заданный Святейшим Патриархом, превратится в агитку, в громкие, но пустые слова, или же – что ещё хуже – в создание своеобразной «церковной пионерии» или «комсомолии». Чтобы этого не произошло, нужно с самого начала в словосочетании «церковная работа с молодёжью» подчеркнуть слово «церковная». Нам необходимо особенно позаботиться о том, чтобы мы ставили перед собой и пытались достигать именно церковные цели, чтобы в молодёжной работе выявлялись христианские начала. В качестве исходной точки здесь нужно принять то, о чём говорил Патриарх – сопротивление злу; базируется же таковое сопротивление в первую очередь не на массовых митингах и молодёжных действах, но на созревании личности, на нравственности и свободе, основа которых – христианское мировоззрение и православная вера.
Как это выявить в практической плоскости? Прежде всего мне хотелось бы подчеркнуть два необходимых, на мой взгляд, условия. Первое – это аполитичность. За власть (сегодняшний мейнстрим), против власти (обратная реакция на него) – это всё, что угодно, только не церковный подход. По моему глубокому убеждению, которое, кстати, совпадает с позицией Священноначалия, выраженного в официальных церковных документах, Церковь не должна участвовать в политической борьбе и обслуживать ту или иную идеологию, иначе из церковной деятельности исчезает собственно «церковность», что служит к профанации и дискредитации Церкви. Второе условие – это акцент на личности, на личном, и, опять же, именно церковном подходе к человеку. Я думаю, никто не будет спорить с тем, что задача Церкви – не столько патриотическое идеологическое воспитание, сколько духовное, культурное и гражданское развитие личности на основе именно христианизации и воцерковления. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы таких личностей было как можно больше, чтобы они складывались в многочисленные общины – но начинать нужно именно с личности, а не с «масс». На мой взгляд, с самого начала надо стараться избегать соблазна увлечения «массами»; «массу» не воцерковишь.
В связи с этим со всею остротою встаёт вопрос о молодёжных церковных лидерах. Не массовиках-затейниках, делающих на молодёжи малые или большие карьеры, а церковных делателях, которые образуют необходимые «тылы», организуя, так сказать, «малые формы» церковной молодёжной работы. Практика показывает, что православная молодёжь в ВУЗах есть, и поэтому для нас важно начинать именно с создания некоей «школы лидеров», которые знают, как работать с новообращённой молодёжью, куда её привести, кому её поручить. Таким лидерам нельзя ставить задачи массовой работы. И как бы нам не распугать, не подавить их лозунгами и «массовой» идеологией (о том, как готовить таких лидеров — Рогунов). Здесь же поднимается проблема оплаты их труда – она издевательски мизерная; в настоящее время большинство молодёжных лидеров – добровольцы во время своего студенчества. Работать в Церкви, при всём их искреннем и горячем желании, они по окончании своей учёбы просто физически не смогут за те копейки, которые им платят – и тем самым мы теряем самые ценные кадры и самый живой опыт. Мизерная оплата показывает, помимо прочего, и отношение церковного начальства на местах к этим энтузиастическим деятелям – в «иерархии ценностей» начальства они занимают самое последнее место.
2) Какие именно формы не массовой, а вот такой «малой», повседневной работы с молодёжью реально существуют сегодня? Позволю себе сослаться на опыт взаимодействия со студенческой молодёжью, который накопил наш ЦДРМ за уже многие годы своей деятельности. Мы строим работу нашего Центра исходя из того, что сначала необходимо создать некую, с одной стороны, хорошо организованную, с другой – в достаточной степени неформальную инфраструктуру, подыскать и воспитать руководителей, способных двигать то или иное направление молодёжной работы. В нашей системе координат выход на, так сказать, «передние рубежи» работы с молодежью, тем более с массами – это всегда второй шаг. Мы ставим перед собой задачу помочь и создать условия для воцерковления тем, кто откликнулся на призыв Церкви. Кроме того через это мы воспитываем лидеров в самой молодёжной среде, в которую мы пришли. Иными словами говоря – не кто-то со стороны приходит и руководит группой студентов; наша задача – чтобы из самой этой студенческой среды выросли активные молодые люди, могущие способствовать своим собратьям в христианизации и воцерковлении, те делатели, труд которых направлен на то, чтобы «транслировать» открывшуюся им любовь и истину Христову на своих ближних в каких-то организационных формах. (Об активной православной молодёжи и формах её объединения в ВУЗах – Мошкунов)
Этих форм мы можем предложить ВУЗовской молодёжи четыре.
Первое. Со стороны Церкви возможна и давно осуществляется просветительская работа, целью которой является обратить взгляды студентов на мнение Церкви по тем или иным вопросам. Большой популярностью у студентов (да и преподавателей) пользуются темы о взаимоотношении религии и науки, а также о подготовке к созданию семьи, которые могут быть реализованы в различного рода спецкурсах, семинарах, диспутах и т.д. (о семье – Светлана Перегудова). Кроме обычных лекций, семинаров и диспутов нами опробованы такие формы работы, как, например, киноклуб – просмотр и обсуждение того или иного фильма с христианской точки зрения; творческий клуб с самыми разными «начинками» – музыкальной, литературной и даже чайной. Такие вещи хорошо устраиваются в общежитиях, и служат, помимо просветительской, очень важной цели – созданию среды общения, с одной стороны, неформальной и свободной, но с другой – целомудренной и проникнутой христианскими началами.
Второе. Студенческие кружки по изучению Священного Писания. Нет нужды говорить, что Библия, Священное Писание Ветхого, а в особенности Нового Завета является фундаментом не только церковного мировоззрения, но и всей европейской культуры, частью которой является и культура отечественная. Без сколько-нибудь глубокого знания Писания невозможно осуществить ту главную задачу Церкви, о которой говорил Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед молодёжью в Санкт-Петербурге – «чтобы именующие себя православными в силу традиции стали православными по образу жизни». Сегодня эта сфера отдана «на откуп» протестантам. Студенческие евангельские православные кружки, опыт проведения которых накоплен немалый, очень важны, опять же, ещё и как неформальные встречи, основанные на принципе свободы, уважения и доверия к мнению и опыту собеседников. Они являются тем пространством, где православие может быть воспринято как живая вера пришедших, а не фольклорное достояние прошлого (об опыте – Вл. Стрелов).
Третье. К счастью, среди православных христиан все больше внимания уделяется делам милосердия или, как говорят, добровольчеству. Именно к Церкви часто обращены просьбы о помощи. Вполне возможна организация инициативных добровольческих студенческих групп – у нас есть уже достаточно богатый опыт, есть школы по подготовке руководителей таких групп (Иванин; Митрофаненко).
И четвёртое. Мы стремимся в своей деятельности оставаться именно на почве церковности, которая невозможна без молитвы и Евхаристии. Литургия непременно присутствует во всех наших начинаниях – мы служим в детских лагерях, в ЦВИНПе, регулярно совершаются молодёжные литургии в Даниловом монастыре. Но это службы для более или менее воцерковлённых ребят; если же говорить о ВУЗовской молодёжи, то здесь воцерковление только в своём начале. Это ставит перед нами вопрос о миссионерской службе. Силами православного актива в ВУЗ может быть приглашен священник для подготовки и проведения такой службы. Основная цель – дать возможность совместной молитвы не только православным студентам, учащимся в конкретном ВУЗе, но и тем, кто вместе с ними изучает Священное Писание, совершает дела милосердия. Нельзя недооценивать важность таких богослужений. Несколько раз в год православной молодежи просто необходимо помолиться с теми, кто откликнулся на их призыв и христианское свидетельство, но еще не готов самостоятельно ходить в храм. Опыт показывает, что близлежащие к ВУЗам храмы редко пользуются популярностью у студентов (архиеп. Иоанн).
3) Взаимоотношения ВУЗа и тех четырёх форм православной работы с молодёжью, которые мы можем на сегодняшний день предложить студенчеству.
Предложенные направления под силу самой молодежи и фактически ничего не требуют от администрации учебных заведений, кроме одобрения и предоставления помещений. В Москве есть достаточное количество специалистов, готовых помочь организовать и просветительские встречи, и творческие клубы, и кружки по изучению Писания, и добровольческие отряды. Что же касается часто возникающей коллизии (действительной или мнимой), как сочетается православная молодёжная работа и светский характер образования, то тут необходимо сказать следующее. Все формы молодёжной работы, перечисленные мною, касаются удовлетворения духовных и нравственных запросов студентов как частных лиц и не входят в учебный процесс; никакому закону это не противоречит. Цель церковной молодёжной работы – частное личностное и духовное развитие, на которое студент имеет полное право. Мы же имеем такое же право способствовать этому – ещё раз подчеркну, безусловно вне рамок процесса обучения. Но нужно отметить, что при этом как некий «побочный эффект» возникает то, что любое ВУЗовское начальство может только приветствовать и поддерживать: в студенческой среде появляются нравственные, ответственные, с осознанной духовной, культурной и гражданской позицией ребята, служащие примером для других и часто сдерживающие негативные стороны молодёжной среды, которые не могут не беспокоить педагогов и воспитателей.
Итак, вот эти темы я предлагаю обсудить: первая – услышать ректоров ВУЗов, как они видят сферу взаимоотношения ВУЗа и Церкви; чего хотели бы, чего опасаются.
Вторая тема – что мы реально можем предложить Вузовской молодёжи – какой уже есть опыт, и к чему следует стремиться.
И третье – собственно, что мы хотим от церковной молодёжной работы и как её воспринимаем: как массовые церковно-общественные кампании и мероприятия, или же как церковное делание; и насколько первое может сочетаться со вторым.
Очень значимо, что сегодняшний наш Круглый стол состоит из двух категорий участников – представителей светского образования и Церкви. Поэтому вместе с тремя озвученными общими вопросами я хотел бы предложить к каждой группе участников свои вопросы.
Представителей ВУЗов я хотел бы спросить вот о чём: 1) чего они ждут от православного молодёжного актива в их учебных заведениях; 2) на каких условиях возможна православная молодёжная работу в ВУЗах (готовы ли предоставить помещение, в т.ч. и для проведения миссионерского богослужения); 3) каким образом православный актив соотнести с наличествующим в ВУЗе студенческим активом (действуют ли они совместно или параллельно).
Православных участников я попрошу порассуждать на темы: 1) какие надежды мы возлагаем на студенческий акив, что ждём от него; 2) какие конкретно формы работы, помимо перечисленных, существуют и работают на практике сегодня; 3) к кому и как выходить православному активу для приглашения священника – как согласовать с ВУЗовским начальством, к кому обращаться, напр., в Москве; 4) возможно ли миссионерскому богослужению совершаться в аудитории во внеучебное время, вне храма.
Я думаю, в процессе дискуссии возникнут и другие вопросы.