Ещё немного о миссии
Меня тут спрашивают, как я отношусь к последним миссионерским событиям («крестный ход»-мотопробег с девицами топлесс под хоругвями). – Я в сложном положении… С одной стороны, я сам миссионер (точнее, катехизатор). С другой стороны – не могу, корпоративно «слившись» с прочими миссионерами, всё это хвалить; а это значит, что сейчас же запишут в «миссиофобы». С третьей – скажешь что-нибудь, руководствуясь исключительно религиозно-нравственными побуждениями, а из тебя надёргают цитат, придадут политическую окраску и разнесут по всему миру…
Но всё же скажу.
Миссия – это знакомство людей с Личностью и учением Иисуса Христа. Это знакомство происходит в той знаковой, эстетической, культурной и социальной системе, на том языке, который могут воспринять люди. Поэтому формы миссии могут быть самые разные и экзотические. Личность Христа является, «просвечивает» через миссионера – и тут «возможны варианты»: миссионер может быть и на мотоцикле.
А вот содержание миссии ни разным, ни экзотическим быть не может. Знакомя каких угодно людей с учением Христа, любой миссионер и любое миссионерство обязано, в числе прочего, сказать:
– горе вам, богатые
– горе вам, смеющиеся ныне
– кто смотрит на женщину с вожделением, тот прелюбодей в сердце своём
– кто не несёт креста своего, не может быть Христов ученик
– кто не возненавидит не только ближних своих, но и души своей, не может быть Христовым учеником
– враги человеку домашние его
– что высоко у людей, то мерзость перед Богом
– невозможно служить двум господам – Богу и богатству и вообще чему бы то ни было из мира сего
– не любите мира, ни того, что в мире
– кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу
– вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге
– не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем
…ну вот хотя бы это. И не только сказать, но и обязательно хоть как-то соответствовать этим основам христианства.
А вовсе не то, что – «идите в православие, и вы станете крутыми, успешными и богатыми, и всё у вас будет в шоколаде». Так может говорить кальвинистская миссия, но никак не православная. Чтобы не лжесвидетельствовать о христианстве, православной миссии говорить придётся о том, что земной успех и «крутость» – вещи как минимум параллельные христианству: могут быть, а могут и не быть. Это как минимум; а по большей части человек, решившийся стать христианином, будет вынужден во всех сферах своей жизни «плыть против течения», и – немного среди них будет богатых и успешных (1 Кор. 1, 26-28). Конечно, все эти «евангельские ужасы» не нужно выпячивать и сводить христианство только лишь к ним. Но, говоря о любви Божией и благовествуя о спасении (миссия ведь именно в этом заключается, не так ли?), невозможно не сказать о том, что «рамки», в которых любовь Божия и спасение осуществляется – именно вот эти «ужасные» евангельские условия.
Возражают: «ну надо начинать-то с малого! с щадящего! с добренького-тёпленького-сладенького! Вот потом воцерковятся и поймут». Категорически нет. Нужно – ещё раз: конечно, примеряясь к уровню восприятия тех или иных групп людей – поставить человека перед истинным положением вещей: хочешь вечного счастья – вот путь к нему: Евангельская жизнь. А не таскание икон на топлесс-мотоциклах. Иначе у нас будет не миссия, а кощунственная клоунада.
А теперь прогноз. Если дело так пойдёт, то годика два мы с такой вот миссией проваландаемся – и очень возможно, что сядем в большую лужу… Это направление миссии может привести нас к люмпенизации Церкви.
И ещё. Главное, где нужна миссия – это в нашей собственной церковной среде. Вот православные христиане недоумевают, что такое – данный каждому христианину в Церкви Вид_на_Жительство в Небесном Царстве… искренне не понимают и ругаются… Вот с объяснения этого и нужно начинать любую миссию – и внутрицерковную, и внешнюю.