Герхард Терстеген. Об эпидемии

Предисловие переводчика

Данное письмо Герхарда Терсте́гена представляет несомненный интерес в связи с явными параллелями с нашим временем, когда весь мир охвачен пандемией коронавируса. Ни в коем случае не желая давать пищу ковид-диссидентам, переводчик тем не менее считает необходимым ознакомить читателя с точкой зрения одного из самых ярких христианских душепопечителей прошлых эпох на подобного рода бедствия. Впрочем, такие духовные советы, как, например: «Мы должны взирать не на вещи и события сами по себе, но на нашего благого и сладчайшего Спасителя в сих вещах и событиях. Тогда мы сможем забывать самих себя и пугающее нас будущее и пребывать в духе, во внутрь-собирании и молитве, занимаясь только Господом», – представляют общеаскетическую ценность, и дают подлинное утешение христианам и вне контекста эпидемии, которым были обусловлены конкретные высказывания автора.

 

Письмо 12

Настоятельное увещание веровать в Господа Иисуса Христа в виду прилучившегося морового поветрия.

__________________

Сердечно возлюбленный о Господе брат!

Вчера, когда я около полудня возвратился из своей поездки, я обнаружил, наряду с прочими, и два твоих письма от 12 и 15 числа сего месяца. Содержание оных легко было угадать, поскольку уже в субботу в Золингене слышали, что и ваш Крефельд Бог посетил моровым поветрием, и что возлюбленная наша сестра Г. Е. скончалась от болезни[1]. Что же! Он – Господь, что Ему угодно, то творит (1 Цар. 3, 18). Но все пути Его святы, и все Его действия исходят из милости и любви (Пс. 76, 14; 24, 10), особенно в отношении Своих чад, у коих, вне всякого сомнения, ни один волос не упадёт с головы без воли любящего их Отца (Мф. 10, 29–30). Если бы мы ясно видели конец путей Божиих, то от сердца, в благоговейном изумлении почтили бы сии пути на всём их протяжении и со всеми их особенностями. Но поскольку благие и мудрые концы от Господа (Иак. 5, 11) мы далеко не всегда можем видеть, то нам надлежит в это веровать, и в сей вере предавать себя и всё своё в Его руки, принимая, любя и почитая всё, что Он делает.

Как только я услышал, что нынешнее поветрие пришло к вам, я принял это близко к сердцу, и не замедлил начать молиться за всех вас пред Богом, как бы немощен я ни был. Господь да даст, чтобы сие Его посещение побудило многих к искреннему покаянию и подлинному обращению к Нему! О, любовь Бога к людям! Ничего иного Ты и не ищешь, и когда мы поистине предаём Тебе свои сердца, Ты скоро прекращаешь Своё наказание (Иоиль 2, 13). Даруй же, Господи, чтобы не только на время бедствия, но и навсегда люди прилеплялись к Тебе, Твоею благодатью; ибо как часто суета мира сего, от которой мы отвращаемся во время скорби, вновь охватывает нас, когда вразумление Твоё проходит! Между тем чада Божии, коим в настоящее время с новой силой открывается ничтожность всего временного и истинное значение Бога и вечных благ, да обращают сии обстоятельства себе на пользу, дабы их упование на Бога стало полнее и крепче. Я сердечно желаю, чтобы Господь ниспослал мне и всем крефельдским братьям и сёстрам веру Капернаумского сотника (Лк. 7, 6–9) и утвердил нас в оной. Иисус – Господин, болезнь – Его слуга, приходящий и уходящий по Его повелению. Вот на что нам надлежит опираться! Человеческие изыскания, обдумывания, советы, страшливые ожидания неприятностей, болезней, креста, смерти только повергают душу в разорительное смущение и малодушие. Мы должны взирать не на вещи и события сами по себе, но на нашего благого и сладчайшего Спасителя в сих вещах и событиях. Тогда мы сможем забывать самих себя и пугающее нас будущее и пребывать в духе, во внутрь-собирании и молитве, занимаясь только Господом. Тогда наши души осенит прочный мир, и мы соделаемся способными к принятию Божией благодати, которая даст нам силы к такому детскому препоручению всего, касающегося нас, Ему, что мы престанем мучиться преждевременными страхами и совершенно уверимся, что Он даст нам всё необходимое, когда это будет нужно. В таковом мирном духовном устроении мы сможем спокойно ожидать, что́ Господу угодно будет сотворить с нами и нашими близкими.

Впрочем, как бы то ни было – мы не имеем здесь постоянного града (Евр. 13, 14). К тому же сейчас мы переживаем полночь, когда как на мудрых, так и на неразумных дев почти повсеместно нашёл сон (Мф. 25, 5), и как будто совсем нет сил для подлинного внутреннего христианства. Но Ты, Господи, по Своему неизреченному милосердию призови нас, наконец, Своим гласом: Се, Жених идёт, выходите навстречу ему! (Мф. 25, 6), – гласом приближающегося Суда вовне, и гласом Своей убеждающей и привлекающей благодати извнутри! Тогда, пробуждённая сим гласом, да изойдёт всякая душа из себя самой и из царства теней и морока мира сего, и чистым деланием сердечной молитвы да выйдет навстречу сладчайшему Спасителю, изволившему стать её Женихом и уготовить её Себе в невесту и в чадо иного мира, чрез Себя Самого! Да будет благословенно и прославлено Его имя!

П. Е., потерявшего свою любимую жену, я от всего сердца сострадательно обнимаю, и желаю ему обновляющей благодати и Божьего благословения, дабы воспрянула его душа. Да, потеря супруги – это удар; но, дерзну сказать, удар Божия милосердия, как для усопшей – поскольку Господь избавил её от тяжких и долгих страданий и охранил от связанных с сим искушений, – так и для самого П. Е., поскольку, как мне думается, Господь уготовал для него нечто, к чему сие скорбное событие может его подвигнуть. Молитва нужна, ему и нам. Скажи всё это ему от моего имени, со всей сердечностью; время и слабость не позволяют мне сейчас ему написать. Приветствую всех ваших. Иисус да благословит, да укрепит и да сохранит нас пред Ним в мире! Остаюсь

                                                   твоим единодушным немощным собратом.

Мюльхайм, 26 сентября 1747 г.                                                                                (2, III, 86)

____________________________________

[1] Что это была за эпидемия, с точностью не установлено.

comments powered by HyperComments

Вам может также понравиться...

НаверхНаверх