Православным о здоровье
Опубликовано в газете «Радонеж«, июль 2007
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…, возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18)
Вступление
Христос, посылая Апостолов на проповедь, «…дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней… и исцелять больных» (Лк. 9). Спаситель пророчески сказал Своим ученикам о всяком верующем в Него, что «дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14). И действительно, святые люди силою Божией творили чудеса, подобные тем, что совершал Господь. Одним из таких чудотворцев-целителей был святой Иоанн Кронштадтский. Правда, сначала он считал невозможным молиться об исцелении болящих. Но однажды к нему пришла глубоко верующая женщина и, как вспоминал святой, стала настойчиво требовать, «чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Я почти испугался! «Как я могу, – думал я, – иметь такое дерзновение?»… Тогда я исповедовал пред Господом свое ничтожество и греховность, увидел волю Божию во всём этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел Волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить…». И он молился с великой настойчивостью, вымаливая у Всемогущего здоровье для больных, потому что народный пастырь безмерно любил ближних. (Разумеется, если на выздоровление конкретного человека нет воли Божией, то даже великая вера не поможет). К примеру, девять раз ходил отец Иоанн молиться с дерзновенным упованием за младенцев Павла и Ольгу, и лишь на десятый раз Господь их исцелил! А ведь другой на месте святого мог бы сдаться и после первой неудачной попытки. Воистину, как сказал один священник, «всегда прикрываться словами «на всё воля Божия» – безответственно». Ведь «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11), причем нередко эта «вера, действующая любовью» сопряжена с подвигом…
Святое Писание гласит: «Господь Целитель твой», но Владыка допускает болезни, потому что часто они обращают людей к Богу. Как здесь не вспомнить слова Псалмопевца: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…» (Пс.89,10).
Наслаждаясь здоровьем и жизнью, человек обычно забывает о Творце – Подателе всех благ. Цветущие здоровьем редко имеют «память смертную». Наслаждаясь здоровьем, индивид находится как бы вне себя. Болезнь же смиряет, обращает взор наш на свою душу. Не потому ли многие святые, исцеляя других, сами не хотели исцеляться? Например, святой Пимен Многоболящий говорил исцеленному им иноку: «Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того…». Это с одной стороны, с другой – известно: «И подвижники, святые люди, после многих трудов, перегрузок, сопряженных с телесными подвигами, приобретали не только телесные болезни, но и нервные расстройства» (см. свт. Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание…»). К примеру, профессор, прот. Виталий Боровой написал: «Иоанн Златоуст два года подвизался в одиночестве, в пустыне, и за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал свое здоровье, так что потом всю жизнь болел».
По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от медицины, на 20% – от состояния окружающей среды, на 20% – от наследственности и на 50% – от образа жизни. Как написал кандидат медицинских наук, доктор Тюменского Свято-Троицкого монастыря Дмитрий Дурыгин: «…даже при очень тяжелой наследственности правильная организация здорового образа жизни позволит значительно скомпенсировать недостатки физического здоровья.
Медицина при этом лишь помогает, советует, координирует усилия человека, направленные на организацию здорового образа жизни, а также помогает справиться с болезнью, если она все-таки случилась. Поэтому, как правило, неуместны претензии больных к врачам, которые «не могут вылечить» – всегда хочется сказать, прежде всего: «Посмотри, как ты сам живешь?! Сделал ли сам хоть что-нибудь, чтобы быть физически здоровым?»… В деле здоровья приоритет принадлежит (контрольный пакет акций) Божьему Промыслу, однако и человек при этом не безгласен – он имеет возможность выбора и действий». В подтверждение этих слов приведу высказывание ныне здравствующего всемирно известного русского хирурга Федора Григорьевича Углова, занесенного в «Книгу рекордов» Гиннеса в качестве старейшего в мире практикующего хирурга. Сто трехлетний Федор Григорьевич считает, что «здоровье человека очень во многом зависит от него самого. Прояви разумную заботу о здоровье, устрани причины, сокрушающие жизнь, и можно не только продлить свою жизнь на десятилетия, но сделать ее полноценной и счастливой…»
«Не лекарства, не доктора сами по себе, не хирургические ножи вылечивают человека… но сила жизни, от Бога исходящая. Она исцеляет, живит, воскрешает непосредственно и через лекарства, докторов, хирургические ножи… Таково теоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться», – писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский). «… со времени Иисуса Христа значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. В эсхатологических откровениях ее не будет, и листья древа жизни будут исцелять народы (Откр. 22:2)» (епископ Константин (Горянов) Тихвинский).
Иеромонах Анатолий (Берестов) свидетельствует, что в своей практике он столкнулся с таким явлением: большинство наркозависимых после активного воцерковления исцеляются от тяжелейших недугов. «Почему это происходит? Как священник, я могу сказать – это действие благодати Божией. А с врачебной точки зрения могу попытаться объяснить так: неправильный образ жизни и сам героин способствуют понижению иммунных сил организма. Когда человек начинает вести здоровый образ жизни, когда он начинает верить, у него вырабатывается психологический комфорт, и тогда изменяется иммунная система, сам организм может побороть инфекцию».
Как видим, физическое здоровье зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Так, святитель Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия…» (Собр. писем III, п. № 514). Эта же мысль прослеживается и в творениях преподобного Серафима Саровского: «Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго», – а также в письмах святого Макария Оптинского: «В спокойствии духа удобнее и покаяние приносить можем, и сохранимся невредимы от болезни…». Кстати, ученые университета в Висконсине пришли к такому выводу: ««Мрачные мысли серьезно подрывают здоровье», – заявили ученые. Если человек часто думает о плохом, у него может повыситься склонность к заболеваниям…» (Известия.ру)…
Ответить на вопросы такой многогранной темы, как здоровье, мы попросили игумена Петра (Мещеринова).
* * *
Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (т. е. пренебрегают им). Грубо говоря – считают они – в православии здоровым быть плохо. Так ли это?
Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига. Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни… которые уже и приходится терпеть поневоле.
Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи). Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье. Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, т.к. он имеет массу обязанностей перед ближними. Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние… То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если – да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?
Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите. Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение. В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т. п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.
Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?
В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.
Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (т. е. чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?
Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».
Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?
Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир. Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.
Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?
Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.
Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?
По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».
Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.
Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.
Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.
Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение». Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься… но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего…» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?
По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.
Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней…». Нет ли здесь противоречия?
Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болизнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё ( в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.
В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?
Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье. Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни. А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.
В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?
Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не практикуют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.
Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?
Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви. Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.
Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?
Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.
Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен. И наоборот, известны случаи нейтрализации сильно действующего вещества при определённых психологических ситуациях. Я лично наблюдал, как абсолютно пьяная женщина, повариха института, после проведённого сеанса гипноза и соответствующего внушения стала трезвой…
Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».
Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался отцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби его, – ответил ему отец Силуан, – молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135). Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» – мог бы назвать самовнушением).
Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми. Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением. Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т. п. Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.
Отец Петр, большое спасибо за беседу.
Беседовал Андрей Сигутин