О слове Божием, от которого, как от божественного семени, рождается новый внутренний человек

Иоганн Арндт. Об истинной вере и святой жизни

дополнение к книге «Об истинном христианстве»

Глава четвертая

  1. Апостол Пётр пишет: вы возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1, 23). И Апостол Иаков: Бог родил нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1, 18). Здесь говорится о происхождении и зарождении нового человека; действующее начало тут – Святой Дух, а средство – Таинство Крещения. Но сейчас речь пойдёт не об этом, а только о слове Божием как о Божием семени, которое всевается и насаждается в наше сердце, чтобы обновить и очистить его от сатанинской лжи. Сатана вложил в нас ложь как своё дьявольское семя; в противоположность же этому слово Божие именуется

1) словом Истины. Ложь диавола – источник и первое семя греха и обольщения (Быт. 3, 1), поэтому всемогущий Бог по Своему премудрому совету противопоставляет лжи, коварству, хитрости и соблазнам сатаны Своё божественное слово, вечную премудрость, дабы избавить нас от лукавого (Мф. 6, 13) и насадить в наши сердца словом Своим иной дух. Ибо какое слово принимает человек в своё сердце, такой он получает и дух. Невозможно в достаточной мере оплакать губительный вред, проистекающий от чтения многих языческих, легкомысленных и беспутных книг и писаний – именно потому, что те, кто слишком увлекается таким чтением, исполняются языческим духом и чувствами, если они читают эти книги не с истинным разумом и христианским сердцем. Не напрасно сказал наш Господь: Отче Святый! освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина (Ин. 17, 17). Этим Он учит нас, что наши чувства изменяются и освящаются посредством слова; от книг же, не содержащих истины, душа оскверняется. Ибо как дух правды и света присущ слову истины, так дух тьмы – слову лжи. Все пути Господни – милость и истина, возвещает Псалом (Пс. 24, 10). И ещё: слово Твоё – сущая истина (ср. Пс. 118, 160). Итак, слово Божие очищает сердце от дьявольской лжи, от лицемерного благочестия и от вредоносных ложных учений и суеверий, как говорит Господь: вы очищены через слово (Ин. 15, 3). Словом Божиим наше сердце словно рождается вновь, как от Божьего семени, которое пременяет плотские похоти, произращает новые духовные движения и помыслы и дарует новый дух, обновляющий нашу душу по образу Божию.

  1. И это – причина, по которой слово Божие названо

2) нетленным, живым семенем (1 Петр. 1, 23), ибо из него произрастает истинное познание Бога, Божия любовь и вера, молитва, страх Божий и весь внутренний новый человек во всём своём строе, нравах и добродетелях, со всякой духовной премудростью, спасительным учением и обильным утешением. Это и есть дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет (Пс. 1, 3). Это и есть тот плодоносный духовный дождь и роса, что нисходит с неба и не возвращается к Богу тщетным (Ис. 55, 10-11). Поэтому говорит Моисей: внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польётся как дождь учение моё, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву (Втор. 32, 1-2). Ибо из ветхого, не рождённого свыше сердца без Божьего слова не может произрасти ничего, кроме сорняков, терний, волчцов (Быт. 3, 18), безумия и заблуждений. Поэтому Бог явил и даровал нам Своё слово как

3) семя вечной премудрости, и Сам глаголал устами святых Своих Пророков, устами возлюбленного Своего Сына, устами святых Апостолов, через которых огненными языками говорил Дух Святой (Деян. 2, 3-4). Здесь открывает нам Себя сокровенный Бог, обитающий в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6, 16), Которого невозможно исследовать человеческим умом и постичь мудростью мира сего. Поэтому слово Божие – источник всякой мудрости, которую никто не может исчерпать; отсвет невидимого Бога, место святых Ангелов и небесных воинств, образ истинного богослужения, норма веры, устав благочестия, совершенный совет Божий о нашем спасении, правило для всей нашей жизни, действенное утешение в смерти и несомненный, прямой путь к вечной жизни.

  1. Посему, о человек, не должен ты воспринимать слово Божие как бессильное, человеческое слово, ибо слово Божие

4) живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его (Евр. 4, 12-13). Слово Божие живо и действенно, оно есть сила Божия (Рим. 1, 16) потому, что исходит от всесильного Бога; оно свято, потому что проистекает от Всесвятого; истинно – потому, что коренится в непреходящей Истине; вечно – от Превечного; неодолимо – от Непобедимого; право – от Праведного; оно судит всё, потому что исходит от Судии всего мира. Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу (Иер. 23, 29)? Глас Господа силен, глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры, высекает пламень огня (Пс. 28, 4-7). То есть: слово Божие судит, износит приговор и отвергает всё, что восстаёт против Бога, против Христа и Его Царства и судит весь мир со всей его мудростью, разумом, величанием, почётом и славой, богатством и честью, и показывает, что всё это пред Богом – ничто. Ибо всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа (Ис. 40, 6-7). Словом Божиим снабжены и вооружены святые Христовы на брань против сатаны и мира сего – об этом духовном оружии говорится в Послании к Ефесянам, 6, 13-17; и Апостол Павел пишет: оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 4-5). Слово Божие благотворно для того, кто поступает справедливо (Мих. 2, 7); оно непорочно и укрепляет душу; оно верно и умудряет простых; оно праведно и веселит сердце; оно светло и просвещает очи; оно чисто, истинно и пребывает вовек; оно вожделеннее золота и слаще мёда и сота (ср. Пс. 18, 8-11). И поэтому слово Божие – пища нашей души, жизнь, исходящая из уст Божиих (Мф. 4, 4), небесная манна, нисходящая в наше сердце с росою Святого Духа (ср. Исх. 16, 14). И когда это происходит, мы чувствуем и вкушаем в слове Божием благость, милость, любовь, утешение, благодать и истину Божию.

5) Слово Божие соединяет нас с Богом, обручает нашу душу со Христом через веру, делает наше сердце жилищем, храмом и мастерской Святого Духа, умножает веру, воспламеняет любовь, укрепляет надежду, рождает терпение, крепит молитву, пробуждает благоговение, утоляет скорби, исцеляет душевные недуги, утишает печаль, облегчает горести, смягчает ожесточение сердца, подвигает к состраданию, обличает суету мира, способствует смирению, открывает человеку его немощи, споборствует против искушений, являет божественные тайны, славит дела Божии, снисходит к человеческой слабости, исправляет всю нашу жизнь, привлекает к нам святых Ангелов, дарует предвкушение будущей жизни и руководит в вечное Отечество.

  1. Поэтому Слово Божие –

6) свет наших душ, разгоняющий духовную тьму и сияющий в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах наших (2 Петр. 1, 19). Эта утренняя звезда – Иисус Христос, наш вечный и Истинный Свет (Ин. 1, 9), упраздняющий все заблуждения, идолослужение и обольщения. В Нём имеем мы свет благодати, свет радости, свет утешения, свет жизни.

  1. А чтобы мы могли вкусить эти высокие плоды божественного слова и света, нам надлежит

7) принять слово Божие чистым и верующим сердцем, читая его и размышляя над ним со святым благоговением и веруя, что Сам Бог говорит с нами в Своём слове; тогда мы услышим в нём глаголы Самого Бога. Ибо Он, открыв нам Свою благость в Евангелии, больше не изволит говорить к нам во огне, наводя на нас страх, как это было на горе Синай (Исх. 20, 18-19), или через Моисея, чьё лицо сияло, ужасая израильтян, когда передавал он им словеса Божии (Исх. 34, 29-30), но является нам в прекрасном свете, как во время Преображения Господня на горе Фавор (Мф. 17, 2), и в пламени любви, воссиявшем во устах Апостолов (Деян. 2, 3). Поэтому, когда мы слышим, что Бог грозит нам, мы должны полагать, что Он говорит с нами из огня ревности Своей, как написано в Псалме: если кто не обращается, Он изощряет Свой меч (Пс. 7, 13), и убояться этой угрозы; когда же Он возвещает Свою благость, как поёт Псалмопевец – щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8) – то мы должны считать, что слышим нашего любящего Отца и видим прекрасный сияющий лик Христа в его Преображении и светящиеся огненные языки и пламя Святого Духа.

  1. Также мы должны помышлять о премудрости и всемогуществе Того, Кто говорит с нами в Своём слове и не судить о слове Божием по человеческому разумению. Ибо Тому, Кто изрекает это слово, всё возможно, и словеса Его суть дела (Лк. 1, 37), премудрость Его бесконечна, деяния же, пути и мысли Его непостижимы. Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 9), и Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем (Еф. 3, 20). Ибо совершенно невозможно сравнивать наш рассудок с бесконечной, непостижимой, всеведающей и всемогущей премудростью Божией. Посмотрите, с каким великим страхом человек Божий Моисей говорил с Богом, когда Он явился ему в огненной купине[1] (Исх. 3, 2)! Бог повелел ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3, 5). Это значит: кто хочет восчувствовать святой огонь божественных словес, тот должен отложить плотское мудрование. Ибо слово Божие не плотское, но духовное, поэтому и объемлется оно не земными помыслами, но духовным чувством. «Земля святая» означает соприсутствие и откровение Иисуса Христа, [когда припадаем мы] стопам Его; горящая, но не сгорающая купина означает, среди прочего, верующее сердце, воспламенённое огнём любви и страха Божия – и огонь этот горит не испепеляющим, но животворящим пламенем, подобно огненным языкам, нисшедшим на святых Апостолов (Деян. 2, 3). И здесь глаголет Сам Бог. И если ты ощутил такую силу в слове Его, то покрой лицо твоё, как Моисей (Исх. 3, 6), ибо не можешь ты узреть Бога в Его слове внешним, плотским рассудком, но внутренними очами духа и веры. Взойди в сердце твоё внутренней молитвой и благоговением, когда читаешь, слышишь и углубляешься ты в слово Божие; тогда Бог будет приискренне говорить с тобою, вразумлять, просвещать, утешать, животворить тебя; тогда начертает Он перстом Святого Духа слово Своё на скрижалях сердца твоего, как пророчествует о том св. Иеремия: вложу закон Мой во внутренняя их и на сердцах их напишу его (Иер. 31, 33). И это и есть внутреннее свидетельство того, что мы – дети Божии, которое Святой Дух даёт духу нашему (Рим. 8, 16), как о том утешительно учит Апостол Павел.
  2. Это и есть живое семя и корень внутреннего нового человека, который, однако, не обладает совершенством, но подобен малому дитяти, как говорит Апостол Пётр: как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь, к Которому вы приступили (1 Петр. 2, 2-4). И если слово Божие – слово истины, то очевидно, что оно должно достойно нас учить; если оно – живое семя, то должно в нас произрастать; если оно – Божия премудрость, то должно давать нам познание Бога; если оно животворит, то должно в нас действовать; если оно – средство, через которое мы приходим к Богу, то должно оно соединять нас с Ним; если оно – свет, то должно просвещать наши души; если оно духовно, то должно оно быть принято духом веры. И из этого возрастает новый внутренний человек и укрепляется день ото дня.
  3. Те же, кто ничего не хочет знать о новом внутреннем человеке, будут иметь такое слово, которое не учит их сердец; безжизненное семя, которое не прорастёт; премудрость, не ведущую к познанию; бессильное слово, не становящееся действием; слово, не соединяющее с Богом; свет, который не светит в них; плотское слово, которым не стяжешь Духа. Будут они иметь такое слово, от которого не сможет родиться новый внутренний человек; пребудет в них человек ветхий, не рождённый свыше, живущий и царствующий в них со своим сребролюбием и гордостью; и останутся они людьми, имеющими вид благочестия, силы же его отрекшимися (2 Тим. 3, 5), подобными бесплодным и никому не нужным деревьям, которые покрыты листьями, а плодов не имеют (Мк. 11, 13). И будет их достоянием мёртвая вера, пока не придёт их конец и не снидут они во ад (Пс. 30, 18) – если не облекутся в нового человека.

[1] Терновый куст.

Читать главу пятую

Скачать книгу

Print Friendly, PDF & Email
comments powered by HyperComments

Вам может также понравиться...

НаверхНаверх