О талантах
Интервью журналу «Даниловский благовестник», сентябрь 2008
Что такое талант и для чего он дается человеку?
В обиходе талантом называют высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.).
Какова, по-Вашему, природа таланта?
Талант, будучи способностью к творчеству, есть богоподобное качество: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17).
Если талант всегда от Бога, то почему многие талантливые люди служат злу?
Здесь дело вовсе не в таланте. Вообще многие люди служат злу, хотя от Бога им дана жизнь и совесть. Талант есть одно из человеческих свойств, и употребление его зависит вовсе не от факта наличия таланта, а от нравственной направленности его носителя.
Каждый ли человек талантлив?
Несомненно, талантлив каждый человек. Область же талантливости может быть самая разная – будь то искусство, ремесло, сфера общественной деятельности и т. п.
Для чего надо развивать талант?
Ровно для того же, для чего человек получает воспитание и образование – чтобы состояться как личность и как христианин.
В Евангельской притче о талантах Господь говорит о необходимости приумножения талантов. Что означают слова «приумножить талант» и «зарыть талант»?
Евангельская притча говорит не о таланте в светском значении этого слова, но о даре благодати Божией, том семени, залоге Духа, который человек получает в Таинствах Церкви. «Приумножить талант» – значит возрастить это семя, раскрыть в себе – в возможную для нас в нашей земной жизни меру – полноту Христовой жизни. Для этого потребуется труд: молитвы, поучения в Слове Божием и – главное – исполнения евангельских заповедей. А «зарыть талант» значит пренебречь всем этим. Такое часто бывает не только с людьми нецерковными, но и с воцерковлёнными православными, когда они полагают для себя достаточным участие во внешних чинах и Таинствах Церкви без нравственного усилия евангельской жизни.
Чем, по-Вашему, современное понимание таланта отличается от того, что такое талант на самом деле?
Современное светское понимание не учитывает духовный и нравственный евангельский смысл этого понятия, о чём я только что говорил. Под талантом понимаются исключительно способности, в то время как для Евангелия важнее всего нравственное христоподобное состояние человека. Талант сам по себе, без нравственности, для христианства не представляет собою ровно никакой ценности.
Не провоцирует ли развитие таланта появление тщеславия, и, если это так, то как предупредить эту опасность? Каким должно быть духовное воспитание человека, наделенного какими-то особыми дарованиями?
Провоцировать появление тщеславия может всё, что угодно. Выдающиеся способности, впрочем, действительно могут быть некоей «зоной повышенного риска». Предупреждается эта опасность воспитанием осознания того, что любой талант – это прежде всего ответственность перед Богом и людьми, что он – не наша принадлежность, а дар Божий, за употребление которого нам придётся дать отчёт.
Возможно ли «приумножение талантов» с принятием священнического сана или монашеского пострига?
Часто бывает так, что принятие священства или монашества ведёт к перемене и места жительства, и образа жизни, и отказа от профессии. В этом случае, если талант (в светском понимании) реализовывался именно в той сфере деятельности, от которой приходится отказываться, его приумножения не происходит. Бывает так, что – наоборот, именно в Церкви расцветают способности человека – есть талант и к пастырству, и к монашеству. В духовном же смысле священническое служение и монашеский чин жизни как раз и раскрывает духовные и нравственные таланты христианина. Но этого может и не произойти, мало того, может быть и «обратный процесс», когда, восприняв церковную жизнь внешне, священник и монах теряет не только свои таланты, но и человеческий облик.
Не мешает ли яркий талант духовной жизни?
Всё же «талантливость» и духовная жизнь – в некотором смысле вещи «параллельные». Если духовная жизнь ориентирована правильно, если во главу угла ставится Христос и Его заповеди – то ничто духовной жизни повредить не может, а может только поспособствовать. Если же под «духовной жизнью» понимается только внешняя церковность, то сама такая псевдо-жизнь противоречит не только таланту, но и обычному, данному от Бога, человеческому устроению. Рано или поздно эта «духовность» вступает в конфликт с человеком; и тут уже ему предлежит выбор – или искать духовность подлинную, или превратиться в фарисея. А талантливый фарисей гораздо хуже и гаже фарисея обыкновенного.
Что должен знать о себе талантливый человек и чего не должен?
И талантливый, и не выдающийся особенными дарованиями человек должен знать о себе правду – что он, с одной стороны, грешное и немощное существо, но с другой – почтённый образом и подобием Божиим и (если он христианин) получивший залог спасения во Христе. Это знание позволит ему распорядиться своими способностями во славу Божию и на пользу людям. Ещё он, как я уже сказал выше, должен понимать ответственность за свой талант. Что касается сферы «незнания о себе», то лучше её сократить до минимума, потому что ответственность, о которой мы говорим, невозможна без трезвого и смиренного всестороннего сознания себя, и ближних, и окружающего мира.