Позиция частного лица
Очень многие негативные вещи происходят потому, что в нашей Церкви нет общинной жизни. Не будем вдаваться в подробности и обсуждение этой темы, примем это как факт. К чему он нас приводит? К тому, что мы атомизированы и живём в Церкви по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Это нужно осознать и принять.
Всё в Церкви существует для того, чтобы человек обрёл Христа и жил Им и с Ним, а через Него – и в единстве любви с другими людьми. Всё: каноны, дисциплина, правила, богослужения (не имею тут в виду Таинств) должны служить этому, поддерживать и укреплять жизнь во Христе. Если они этого не делают – грош им цена, они превращаются в никому не нужную шелуху. Наш принцип – искать жизни во Христе, выводить свою жизнь с Богом из-под всякой рутины. Это вовсе не требует, так сказать, выхождения за церковные рамки, а значит то, что мы пользуемся предлагаемым Церковью индивидуально, сообразно с нашей только что определённой целью и нашим устроением, обстоятельствами и проч. На практике это значит: не помогает нам, скажем, в нашей цели пост – определяем такую его свою меру, чтобы он нам по крайней мере не мешал. Помогает пост – постимся. Нас раздражает соприкосновение с церковной средой – сводим его к минимуму. Наводит тоску понуждение себя к частому посещению храма – определим себе такую, опять же свою, меру, чтобы тоски не было, а была радость. И так далее. Возразят: но так человек совсем распустится. Отвечаю: если он ищет Христа, то не распустится, а именно найдёт свою меру.
Это потребует от нас позиции частного лица в церковной жизни. Позиция эта характеризуется следующим: во главу угла мы ставим наше личное богообщение, и им определяем нашу церковную жизнь. В зависимости от внешней и внутренней ситуации каждого человека мера этой жизни, например, принятия тех или иных сторон церковной идеологии, согласия с теми или иными Отцами может быть разной. Главным остаётся четыре вещи: 1) Священное Писание – сверять свою жизнь по нему, а не по Отцам или батюшкам, вещаюшим всё, что им придёт в голову; наоборот, Отцов и батюшек сверять со Священным Писанием; 2) участие в Таинствах; 3) молитва (не путать с молитвословиями, правилами и стоянием в душном храме, переминаясь с ноги на ногу); 4) понуждение себя на исполнение евангельских заповедей. Всё это потребует от нас: свободы, ответственности, привыкания к тому, чтобы думать своей головой. Плюс – образованность: изучать догматику, церковную историю, литургику, чтобы точно значть, что к чему и откуда и почему в Православной Церкви. При этом мы неизбежно пойдём против течения, против той лжеаскетической и идеологической стадности (лжесоборности) и примитивизма, которые наличествует сегодня в нашей церковной жизни и заслоняет от нас Христа и Его подлинную Церковь.
Наконец, если такие церковные частные лица будут «контачить» друг с другом, дружить, поддерживать, помогать друг другу, тогда возникнет настоящая община. Ценность её будет в том, что она, во-первых, будет зиждеться на прочном основании – Живом Христе, а во-вторых, никак не будет противопоставлять себя церковному организму, какой он есть сейчас. Она просто будет, не обязательно территориально локализованным образом; и самим фактом своего существования поможет решать те проблемы, которые поставлены в ваших вопросах.
Добавление.
Высказанная мною позиция совершенно исключает какое бы то ни было непослушание Священноначалию, непочтительное отношение к пастырям, презорливое отношение к церковным чинам и тому подобное. Тем более она не нуждается ни в каких реформациях и революциях. Смысл её – сугубо личное осмысление своей жизни с Богом и своего положения в Церкви в свете современного положения вещей, а не заявление своего превосходства, или общественного протеста, или что-нибудь в этом роде.
Правильность или неправильность этой позиции проверяется по наличию или отсутствию неосуждения. Позиция частного лица отличается именно тем, что осмысление жизни прилагается лично и исключительно к нашему лицу, но вовсе не к другому человеку. Если, приходя к тем или иным выводам для себя, мы думаем: «все остальные – обрядоверы, фарисеи и проч.», то мы – не на правильном пути. Осуждая кого бы то ни было, мы не можем пребыть в общении со Христом, Который Сам не осуждает никого в этой жизни, и нам велит ни в коем случае не делать этого. Лишь любя других людей, невзирая ни на что, мы уподобляемся Богу и соединяемся с ним. А богообщение и есть критерий всего, без него не может быть того, о чём я говорил выше. Это необходимо иметь в виду, а то можно неправильно понять употребления термина «частное лицо» в данном контексте.