Терстеген. О хранении совести в отношении внешней церковности

Письмо 91-е

О хранении совести в отношении внешней церковности.

Предостережение не тратить духовные силы на второстепенные вещи.

Что́ есть наше исповедание веры и наше дело.

  *     *     *

Сердечно возлюбленный о Господе брат!

Зиген

Сегодня получил ваше любезное письмо. В прошлый раз я писал вам по-братски бесхитростно и просто, и посоветовал то, о чём тогда мне ясно говорило (да и сейчас говорит) сердце. Но, разумеется, это был не более чем совет. Поскольку вы полагаете, что требование ваших церковных властей – чтобы вы подписали лист бумаги, именуемый вами «исповеданием веры» – идёт против совести, то, конечно, нужно слушать совесть, ибо сомневающийся осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех (Рим. 14, 23), пусть даже само по себе это вовсе и не было бы грехом. Вы пишете, что уже и пострадали за сие; что же, удивляться не приходится[1]. Мой взгляд совсем иной, о чём вам хорошо известно, – я считаю все эти вещи второстепенными и безразличными. Но таковое разномыслие не должно препятствовать нашей любви (1 Кор. 11, 9), и каждый да держится своего правила (Фил. 3, 15–16). Вспоминаю, как наше начальство некогда повелело мне, дабы я предоставил ему свои напечатанные книги. Я попросил уточнить, какие именно[2], и был готов отдать оные. Ответа не последовало, и дальше дело не пошло; впрочем, если б от меня потребовали и все мои книги, я спокойно расстался бы с ними, а себе купил бы новые. Но если бы меня понудили отвергнуть то, что написано в них, я бы решительно сказал «нет». – Как бы то ни было, дорогой друг, всё уже в прошлом; а на будущее прошу вас не тревожиться разницей в наших воззрениях на сей счёт.

Злоречие в ваш адрес пастора, столь противящегося вам, увы, не удивительно. Отвечайте ему молчанием. Со слепыми вождями слепых Евангелие заповедует нам не вступать в спор, но оставить их (Мф. 15, 14), и не заботиться о том. Только бы Господь дал нам благодать истинно и действенно следовать нашему евангельскому призванию! Тогда те, кто злословит нас, ещё и будут приобретаемы для Бога, увидя наши добрые дела (1 Петр. 2, 12; 3, 1), а не только слыша наши добрые слова.

Остережёмся же тратить благодатные силы на несущественные и внешние вещи, на споры о мнениях (Рим. 14, 1) и на поиски самых лучших и правильных церковных сообществ! Конец всего такого – посрамление, разорение и лишение духовных сил. Бог о спасительном имени Иисуса внутреннейше близок нам; и мы должны приближаться к Нему, отстраняя сердце, радость и любовь от всего прочего и обращая их к Богу-Любви (1 Ин. 4, 16), всецело вверяясь Ему и следуя Его руководству, выводящему нас из столь укоренённой в нас самостной жизни и самолюбия к тому, чтобы мы чаяли только Его божественной жизни и любви и давали в себе место Его действованиям. Одним словом: молитва, самоотвержение, жительство в соприсутствии Божием – вот наше исповедание веры, не умозрительно, но поистине приводящее нас к цели! Всё, что способствует сему, мы употребляем; всё, что препятствует – оставляем, и не шумим о том, но тихо идём своим путём. Мир занят своими делами, – и пусть; а мы будем совершать наше дело, которое требует от нас всего себя, так что не остаётся ни времени, ни желания заниматься чем-то сторонним.

Вот, в спешке написал, что написал, дабы засвидетельствовать вам свою любовь. Сердечно приветствуя вас и всех со-путников в Небесный Сион, остаюсь, по благодати,

                                                             вашим немощным собратом.

Мюльхайм, 12 августа 1766 г.                                                  

(2, IV, 91)

_________________________________

[1] Письмо адресовано некоему жителю Зигена (ныне – центр округа Ансберг в земле Северный Рейн–Вестфалия). От него и ещё пятерых братьев зигенская реформатская консистория потребовала подписать некий церковный документ (судя по контексту данного письма, в нём не затрагивались основы христианской веры). «Исповедники» отказались это сделать, за что были подвергнуты наказанию – денежному штрафу. См. Gerhard Tersteegen. Briefe, B. 2, Göttingen 2008, стр. 517–518.

[2] Терстеген издавал троякого рода книги: собственные сочинения, переводы других авторов и духовно-поэтические сборники.

comments powered by HyperComments

Вам может также понравиться...

НаверхНаверх