Зачем быть рупором дешёвой пропаганды? Об антиамериканизме
Письмо в редакцию журнала «Фома», декабрь 2008
В последнее время в России сформировалась, наконец, национальная идея. Это антиамериканизм. Вот и в 10-м номере «Фомы» за этот год писатель Валентин Непомнящий, рассуждая о Пушкине, заявил: «Америка по духу своему плебейская страна». Разумеется, низости Америки были противопоставлены величайшие высоты отечественной духовности: «у нас тоже есть своё национальное кредо, но совсем иное – «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»».
Всегда нужно с большой осторожностью обобщать такие вещи. Когда это делает в телеящике увлекающийся ведущий – это одно. Когда на страницах журнала, отстаивающего православные и нравственные ценности, так говорит доктор филологических наук – это совсем другое. Вот иное мнение – также доктора филологических наук О.А.Седаковой: «Если говорить про Америку и глобальную культуру, то где меньше всего американизма, так это в самой Америке. Того, что считается показательно «американским», в Америке меньше всего. Я бы сказала, что «американизм», «американская культура на экспорт» — это скорее характерная субкультура больших городов, поп-культура городских низов, которая до университетских кампусов не долетает. Вот эта субкультура и становится всемирной. И происходит это не потому, что ее кто-то кому-то навязывает, а потому, что в ней повсюду есть какая-то внутренняя потребность, как в тех же макдоналдсах. Из Америки берут то, что удовлетворяет потребностям не очень культивированного современного человека, который есть везде. «Американизм» обычно приходит на пустое место, когда разорвана связь со своей традицией» (Церковный Вестник, № 15/16, август 2008).
«Плебейская» Америка даёт миру больше всего лауреатов Нобелевских премий, в Америке лучшие в мире ВУЗы и фундаментальная наука. В Америке 75% семей занимаются благотворительностью (в России – 0,001%). В Америке велико тяготение к культуре – в каждом городе есть музеи, театр, свой симфонический оркестр. Америка – большая и многообразная страна, в которой народ, может быть, и не хватает звёзд с неба, но сплочённый и доброжелательный. Много есть в Америке и плохого – это бесспорно. Но Евангелие по этому поводу, кажется, говорит где-то о сучке и бревне… помнит ли это г-н Непомнящий? Пройдите по московским улицам: люди громко разговаривают друг с другом и по телефону матом, нисколько не стесняясь окружающих. Проедьтесь в метро – ваш взгляд неизменно наткнётся на растворяющихся друг в друге прилюдно целующихся парочках. Попробуйте найти чистую лавочку, чтобы посидеть в парке или в скверике… В Америке (и в Европе) такого нет – очевидно, по причине «их» ужасающей бездуховности. Невольно начинаешь думать о том, что и наше возлюбленное отечество не свободно от плебеев (тех, кого Пушкин называл «чернью»). Не лучше ли тут, как говорил другой великий русский поэт, «на себя, кума, оборотиться»?
Я беспокоюсь вовсе не об Америке; мне до неё и дела нет. Но мне есть дело до моей страны. Если наш патриотизм зиждется на том мифологическом основании, что кто-то «хуже нас», если вместо нравственного общественного и культурного созидания мы заняты поиском врагов и поливанием грязью других народов, если дешёвую пропаганду изрекает писатель и учёный и печатает православный журнал – то дела наши плохи. Это значит, что не только «простой народ», матерящийся при своих детях, но и современные российские интеллектуалы не имеют никакого представления, по словам г-на Непомнящего, об «ответственности высшего порядка за всё, что ты делаешь».
Очень не хотелось бы, чтобы самый качественный, популярный и любимый многими православный журнал становился очередным рупором безответственной и демагогической антизападной пропаганды.
С неизменным почтением и любовью ко всем сотрудникам «Фомы», игумен Пётр (Мещеринов).