О святой христианской жизни и о несовершенстве и иных недостатках христиан
Иоганн Арндт. Об истинной вере и святой жизни
дополнение к книге «Об истинном христианстве»
Глава первая
- Сверх всякой меры тяжело опровергать и исторгать из сердец людей ложное учение и идолопоклонство, насаждая в них спасительную истину Евангелия. Но не менее, а то и более трудное дело – разрушать нехристианскую, безбожную жизнь и вкоренять вместо сего истинное покаяние и обращение ко Христу.
- Против того и другого яростно неистовствуют диавол, мир и плоть. [Выражается это в том, что] некоторые предаются мечтаниям, говоря, что они уже совершенны и больше не могут согрешать, тем самым извращая Священное Писание и другие назидательные книги, подобно сатане, который извращает Слово Божие и принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14). Другие говорят: это невозможно – так жить. Таковые суть нечестивцы, ненавидящие покаяние и не имеющие терпения. Третьи хулят путь Христов из чистой злобы и зависти, как фарисеи хулили Христа, чтобы Его святое учение подпало под подозрение и народ не принял и отверг бы его.
- Первые суть мечтатели и несносные фантазёры, которых в сии последние времена возбуждает диавол, чтобы они препятствовали истинному покаянию, распространяющемуся на всю жизнь христианина вплоть до смерти. Ведь христианин только тогда оправдывается от греха, когда совлекается сей греховной плоти. Поэтому ни один святой Божий никогда не похвалится, что-де он совершенен и не может больше согрешить.
- Да, во Христе все мы совершенны, ибо Он вменил и даровал нам Своё спасение, которое мы и приняли верою. Но что касается жизни христиан, то она далека от этого совершенства. Ибо и в верующих и получивших рождение свыше (Ин. 3, 3) остаётся и обнаруживается ещё множество грехов, немощей и недостатков, о которых они ежедневно воздыхают, в которых каются и просят у Бога прощения. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13). Хотя мы и получили через веру рождение свыше и великую отраду в усыновлении Божием, однако наше обновление совершается не мгновенно и не всецело. Дух Святой постепенно, изо дня в день очищает, обновляет и освящает Свой дом, всё больше и больше украшая благодатное чадо Божие Своими дарами и исцеляя его немощи. Поэтому Апостол Павел заповедует, чтобы те, кто оправдан верою, не позволяли греху царствовать в смертном нашем теле (Рим. 6, 12); жалуется на то, что грех ещё живёт в нём и часто пленяет его, противоборствуя закону ума его (Рим. 7, 18; 23); предостерегает верных, что если они живут по плоти, то умрут, а если умертвят духом похоти плоти, то будут жить (Рим. 8, 13). И там же говорит он: нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8, 1). Этим св. Павел показывает, что в верующем сосуществуют дух и плоть, то есть плотские похоти и страсти, так что и получившие рождение свыше не избегают мучительства греха. Поэтому и увещает Апостол Коринфян, говоря: очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1). И в Послании к Галатам он описывает борьбу плоти и духа, как они друг другу противятся (Гал. 5, 17). Также и св. Пётр утверждает это: удаляйтесь от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2, 11).
- Что говорит святой Давид: Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? (Пс. 129, 3.) Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2). Семь раз упадёт праведник (Притч. 24, 16), замечает премудрый Соломон. И Господь поучает Петра: если семь раз в день согрешит против тебя брат твой, и проч. (Лк. 17, 4). И Евангелист Иоанн: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Поэтому пишет св. Павел: не то, чтобы я уже достиг, или усовершился (Фил. 3, 12). Это учение о невозможности христианину достичь совершенства [в земной жизни] многократно приводил я в первой книге моего «Истинного христианства», как в предисловии и в 16-й главе, так и в 11-й главе. 19-я глава, о познании жалкого состояния человека, направлена как раз против мнения о [недостижимом] совершенстве. 40-я глава содержит убедительные поучения о том. Читайте целиком 41-ю главу, и там вы найдёте достаточно доводов против сих мечтателей.
- Таким образом, эти мечтатели совершенно отвергают то, чего требует от верных Священное Писание – каждодневное покаяние и непрестанное распинание плоти, постоянную борьбу плоти и духа. Учение же о том, что христианину присуще несовершенство, побуждает нас от всего сердца молиться против диавола, мира и плоти, как Господь и наставляет Своих учеников и всех нас: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). А что говорит св. Павел? Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. 11, 29).
- Великая и дерзкая самоуверенность – хвалиться своим совершенством и настаивать на [полной] своей безгрешности, в то время как, по словам Моисея, пред Богом никого нет без греха (ср. Исх. 34, 7[1]). И Экклезиаст: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7, 20). Поэтому говорит Псалом: об оставлении беззаконий, о покрытии прегрешений, о том, чтобы не вменились ему грехи, помолится Тебе всякий праведник во время благопотребное (ср. Пс. 31, 5-6).
- Но как следует тогда понимать слова Иоанна в его Первом послании: всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Так узнаются дети Божии и дети диавола (1 Ин. 3, 9-10)? – Апостол Иоанн указывает здесь на различие детей Божиих и детей диавола. Дети диавола стремятся ко греху, потому что он им – радость и утеха. Божьи же дети не хотят греха, но хранят себя от него, молятся против него; если же по немощи и преткнутся, то каются от всего сердца. И это именно потому, что в них – Божье семя, Божье слово и Дух, Который помогает им не закоснеть во грехах.
- Другие – те, которых останавливает [мнимая] невозможность жить по-христиански – не имеют истинного и правого познания Христа и неверно понимают Его страдания, смерть и воскресение. Они ограничиваются только тем, что Христос умер за их грехи, и не хотят знать, что плоды святой смерти и воскресения Христова должны в нас действовать, что нам нужно умереть греху и силою восстания Христова воскреснуть от него – это учение со всею силою утверждает апостол Павел (читайте Послание к Римлянам, 6, 7, 8, 12, 13, и 14 главы, а также Послания к Галатам и Ефесянам). Также они не понимают, что такое Царство Христово, которое Он воздвизает и созидает в сердцах верующих. Он руководит Своим Царством не как земные цари, которые внешним образом и зримой силой владычествуют над принадлежащими им странами и народами. Христос царствует, правит, побеждает и живёт в Своих верующих членах; здесь – Его владычество в духе и вере, здесь Он – Глава Своей Церкви, которую, как Своё духовное Тело, Он исполняет всякой духовной полнотой, силой, светом и жизнью.
- Что же, неужели Глава не действует в Своём теле? Неужели мы ничего не получаем от Его совершенства? Как же тогда св. Павел желает, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19), дополняя: исполнитесь плодами праведности (ср. Фил. 1, 11)? Итак, кто хочет научиться истинному ведению Христову, тот должен познать Его также и как владычествующего и управляющего всем Царя, царство Которого – в верующих членах Его Тела. Именно в этом – разница между язычниками и христианами, как о том ясно свидетельствует св. Павел: я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, – так как истина во Иисусе (Еф. 4, 17-18, 20-21). Для того и явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12).
- И вообще, к чему столь многие слова? Подумайте: диавол действует в сынах противления (Еф. 2, 2) и имеет в них, членах его, своё царство, против которого мы молимся и подвизаемся каждодневно. Как же в несравненно большей мере не быть в верующих христианах Царству Христову, Царству веры, любви, надежды, смирения, терпения, молитвы, страха Божия? На то превечный Царь и дал нам Духа Своего, Который подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Этим как раз опровергается и уверенность в своём совершенстве, и мнение о невозможности жить по-христиански.
- А то, что пишет св. Павел к Ефесянам – что все мы придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного (Еф. 4, 13), – то нужно понимать не о жизни, а о совершенном учении, ведущем нас ко спасению, чтобы ничего не было утаено от нас, но открывался всякий совет Божий, как надлежит нам спастись и не преткнуться. Апостол сам истолковывает свои слова: чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф. 4, 14). Ещё говорит он: мы вразумляем всякого человека и научаем всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе (Кол. 1, 28). Это значит: мы учим, что только во Христе Иисусе – совершенная праведность и истинный путь ко спасению. Ещё о том же: всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16-17). То есть: Слово Божие – совершенное учение и истинный путь ко спасению, оно приготовляет человека ко всем добрым делам, угодным Богу; и никто не смеет выдумывать и вводить никакого нового учения или практики.
- Третьи – те, кто хулят и презирают наше учение об истинном покаянии и христианской жизни просто из злобы и дерзости – хулят святые страдания Христовы, оскорбляют Духа благодати (Евр. 10, 29) и отрицают следование за Христом. Хорошо бы им задуматься над тем, что они ответят Христу, когда Он напомнит им Свои слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). Ещё: если кто приходит ко Мне и не возненавидит и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). Ещё: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). А что ответят они апостолу Петру, говорящему: Христос оставил нам пример, дабы мы шли по стопам Его (1 Петр. 2, 21)? А Евангелисту Иоанну – вот его слова: кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 6)? Им всё это не нравится? Тогда им должно понравиться то, что услышат они в день Суда: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23).
[1] Здесь существенное различие между Русской и Лютеровской Библией. Синодальный текст: Бог, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Лютеровский перевод: Gott, der da bewahrt Gnade in tausend Glieder und vergibt Missetat, Übertretung und Sünde, und vor welchem niemand unschuldig ist (вместо: «но не оставляющий без наказания» – «и перед Которым нет никого без вины»); der die Missetat der Väter heimsucht auf Kinder und Kindeskinder bis ins dritte und vierte Glied.