Иоганн Арндт. О падении и обращении Петра
Проповедь в Великую Пятницу
1. Сначала нужно сказать о тех обстоятельствах, следствием которых было столь жалостное падение Петра – а именно: он присоединился к врагам Христа и грелся у их огня. О, сколь лучше было бы, если бы он вспомнил, что́ говорил ему Господь: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41)! Многие думают, что это великое дело – чтобы мир сей был дружествен к ним, то есть чтобы человек имел в мире весёлое и отрадное общение, дабы можно было жить радостно и пользоваться дружбою значительных людей, ибо это одобряется и почитается миром, даёт человеку высокое имя и славу, делает известным, приносит всякие блага и богатство. Это и есть – «греться у их огня». Но здесь кроется великая опасность; ибо кто хочет иметь дружество и расположение мира и знатных людей, тот должен подчиниться всему, что они делают, и потерять всякую возможность хоть в чём-либо возразить им. И если дело идёт к тому, что они преследуют Христа и Его слово, а человек хочет сохранить их расположение, свою славу и богатство, то он вместе с ними должен отречься от Христа и преследовать Его, ибо он, как железною цепью, скован и связан со своими господами дружеством и угождением им. И если он будет продолжать греться у их огня, то ему неизбежно придётся говорить так же, как они. Такое положение вещей многих вынудило отречься от Христа. Посему неизмеримо лучше оставаться простым, уничиженным, бедным и презренным и сберечь Христа, нежели стать великим и преславным, а Христа потерять и от Него отречься. Мир сей есть красивое весёлое древо, которое обмануло Адама и Еву; он обманывает и всех своей видимостью и великолепием, – что́ подобно некоей комедии, где персонажи оной облачаются в царские одежды и носят золотые регалии, в то время как всё это – только кажимость, за которой не стоит ничего настоящего.
2. Пётр – зеркало человеческой немощи. О, совсем нельзя уповать на свои силы и возможности! О, как скоро падает человек, если его не поддержит Бог! Мы носим наше сокровище в глиняных сосудах (2 Кор. 4, 7). Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено (Иер. 17, 9). Ах! это есть великая мудрость и смирение – познавать свою немощь и своё ничто и знать, что всё, чем мы являемся, что мы говорим, делаем, думаем, без Божией благодати ничтожно и ни на что не годно. Ка́к скоро Бог может отнять от человека его разум, так что тот, хотя и умён, но становится как скот, подобно Навуходоносору! Как скоро Бог может отобрать у нас дар речи, рассудок, все силы тела и души! Всё, всё это – Божие. Отчего же, о человек, ты уповаешь на себя и доходишь до крайней самоуверенности, в то время как без Божией благодати и силы ты есть мёртвый труп, подвергшееся проклятию творение? Всё, чем ты являешься – от Божией благодати. Кто не понимает сего, тот слеп, и не знает, когда он падёт; и все, не хотящие познавать свою немощь, близки к своему падению и несчастью. Когда же ты сам нисходишь в сознание своей немощи и своего ничто, тогда ты погружаешься в Божию благодать и в Его крепость; тогда сила Божия совершается в твоей немощи. Ибо Божия крепость обитает не у сильных, которые сами в себе хотят быть сильными; но обитает она в слабых. Посему говорит Господь св. Павлу: «сила Моя совершается в немощи», и Апостол восклицает: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12, 9). Таковых людей не оставляет Божия благодать, но непрестанно хранит их и руководит ими. Гордым же и самоуверенным Бог попускает падать, ибо они уповали на свои силы и свои возможности. И поскольку это было с Петром, то он пал.
3. То, что Христос был оставлен своими учениками, что они отреклись от него – это немалый крест. Адам отвергся Бога, и мы все суть богоотвержники, когда мы сознательно поступаем вопреки Богу, Его слову и Его заповеди. Подобно тому, как Пётр очень хорошо знал, что Христос – его Господь и Бог, ибо он сам исповедал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16), однако же отвергся Христа, – так и мы, хотя прекрасно знаем, что слово Божие и Его заповеди есть прямая воля Бога, однако же сознательно преступаем чрез оные, как будто Бога и вовсе нет; и таким образом отвергаемся Христа своими делами и злыми поступками – гораздо чаще, чем словами. Как св. Павел говорит о лицемерах: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит 1, 16). И ещё: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5). И это также должен был искупить Христос Господь – чрез то, что Сам Он был оставлен и отвергнут. Но крест и уничижение Христово так соблазняют и отталкивают многих, что они отвергают Христа. Пётр увидел Христа, стоящего среди безбожников, связанного, в великом поношении, и постыдился[1] Его, не хотел признаться, что он – Христов. На это Господь говорит: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего (Мк. 8, 38). Мы хорошо знаем, что Христос жительствовал просто и смиренно, и что мы должны следовать стопам Его (1 Петр. 2, 21). Но мы этого не хотим, а хотим лучше жить в роскоши и превозношении, как принято в миру; и тем самым мы отвергаемся Христа и попадаем из одного греха в другой, подобно Петру, который запутался в узах и сетях греха и сатаны, как птичка в силках. Ах! кого сатана уловит хоть за единый коготок или пёрышко, того потом запутывает он всё более и более в свои сети и ввергает его во всё большие грехи. Пётр сначала отрицался, потом отрёкся, а потом уже с клятвою и божбою утвердился в этом. Так лишился он своего спасения.
4. Иисус же взглянул на Петра (Лк. 22, 61), и петух запел во второй раз. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня; и начал плакать (Мк. 14, 72). И этот взгляд Иисуса обратил Петра к покаянию. Сие Христово воззрение дало осознать ему его грех, так что он горько заплакал; оно напомнило ему и слова Христа. И это есть два основания покаяния: первое – сердечное раскаяние и скорбь, изводящая слёзы; второе – вера, напоминающая Петру слово Иисуса, когда Он посмотрел на него.
Так и ныне Христос обращает нас к покаянию, открывая нам наши грехи, когда пропоёт для нас петух, и обращая к нам Свой исполненный благодати взгляд во святом Евангелии.
______________________
[1] [«Постыдиться» – счесть для себя что-либо чуждым, низким, недостойным.]
______________________
Источник: