О благодатном огне

Статья для журнала «Даниловский благовестник», март 2009

SANTA_LUMINAВ Иерусалиме, в святом для каждого христианина месте – Храме Гроба Господня – вот уже тысячу лет совершается удивительное явление. Накануне праздника Пасхи, днём в Великую субботу, стекшиеся в церковь бесчисленные паломники становятся свидетелями появления необыкновенного огня. Около полудня в храм приходит торжественная процессия; во главе её – православный Иерусалимский Патриарх. Все огни, лампады и свечи гасятся. Затем вокруг часовни, сооружённой как раз над тем местом, где был погребён Христос (эта часовня называется Кувуклией), совершается крестный ход. Духовенство трижды обходит святыню. Все умолкают; в переполненной церкви воцаряется тишина. Патриарх снимает с себя богослужебное облачение и остаётся в самом простом одеянии. Двери Кувуклии открываются, и Патриарх с пучками незажжённых свечей входит вовнутрь; его сопровождает архимандрит Армянской Церкви. Начинается глубокая, сосредоточенная молитва. Она может продолжаться несколько десятков минут, а может быть и очень краткой. Внезапно купол храма озаряется всполохами света, напоминающими молнию; в руках у Патриарха внутри Кувуклии сами собой загораются свечи. Бывает так, что свечи загораются и у паломников, стоящих в разных концах храма. Патриарх выходит на порог Кувуклии и зажигает благодатным огнём все светильники и свечи; огонь мгновенно распространяется по всему храму. Поднимается восторженный, ликующий шум – православные арабы очень бурно выражают свои эмоции: они кричат и скачут от радости. Многие свидетельствуют, что в первые минуты после своего появления огонь не жжёт: им даже можно как бы «умыться». В последнее время установилась традиция сразу же после схождения благодатного огня доставлять его в православные страны на самолётах; в Греции это – правительственный самолёт.

Вход в Храм Гроба Господня обрамляют несколько колонн. На них можно увидеть глубокие продольные расщелины, обожжённые и закопченные. Это – свидетельство ещё одного чудесного действия Благодатного огня. В Средние века Палестина находилась под владычеством Османской империи. Какое-то время вход в Храм Гроба Господня был платным. Однажды в Великую Субботу бедных паломников, которые не смогли заплатить за вход, в церковь не пустили. Они стояли перед запертыми дверями храма, плакали и молились. И вдруг, к их великой радости и удивлению, огонь вышел из колонн и зажёг их свечи. После этого случая плату за вход в храм отменили, а треснувшие и закопчённые колонны остаются до сих пор свидетельством Божьего милосердия.

В наши дни ведутся споры о том, является ли Благодатный огонь чудесным, или же он возгорается от каких-то естественных причин. Свидетельств о том, что это именно чудо – больше. И здесь нам очень важно знать, для чего существуют в христианстве чудеса. Когда мы читаем Евангелие, мы видим, что Христос совершал множество чудес. И все они были направлены на то, чтобы помочь людям. Христос исцелял смертельно больных, воскрешал умерших. Все Его чудеса свидетельствовали о Его милости и любви к людям. Христос никогда не превращал чудо в какой-то «волшебный фокус» для того, чтобы люди удивились и уверовали в Него. Из Евангелия мы видим, что даже самые неоспоримые и удивительные чудеса Христа вовсе не всех убеждали и обращали к вере.

Суть христианства вовсе не во внешних чудесах, а в том, когда люди из любви ко Христу стараются жить по Его заповедям. Чудеса могут быть лишь первым шагом на пути к тому, чтобы человек задумался над тем, как таинственно и сложно устроен мир и увидел, что творческая сила Божья может чудесно действовать в нашей жизни. А затем – почувствовать эту творческую силу Божью и в себе самом. Как это сделать? Я уже сказал, что все чудеса Христа были одушевлены милосердием к людям. Вот с этого начинается и настоящее христианство. Если мы попробуем никого не обижать, быть друг к другу добрыми и милостивыми, относиться друг ко другу с уважением и любовью – то в нас самих произойдёт великое чудо: мы почувствуем в своём сердце, в своей душе Самого Христа. И это будет чудо, гораздо более важное и значительное, чем какие бы то ни было внешние знамения.

А само это удивительное предпасхальное схождение Благодатного огня для христиан является напоминанием, что самый главный храм Божий, как говорит Евангелие – это человек. И в этом храме, в сердце человека должен постоянно гореть огонь Христовой благодати. Именно в этом – смысл чуда Благодатного огня.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также:

НаверхНаверх