О том, что святая христианская жизнь есть крест и гонение
Иоганн Арндт. Об истинной вере и святой жизни
дополнение к книге «Об истинном христианстве»
Глава одиннадцатая
- Не только чистое евангельское учение, правая вера и истинное исповедание подвергаются гонению от лже-церкви, но и христианская жизнь. Апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Поэтому и Господь Иисус именует последование Своей святой жизни крестом для всякого христианина: если кто хочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Если ты приступаешь служить Господу Богу, поучает премудрый Сирах, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1). Итак,
1) надлежит знать, что благочестивая жизнь в вере и любви Христовой есть истинное внутреннее богослужение, совершаемое в Духе Святом. Такое богослужение более всего желает разрушить сатана; и если он не сможет сделать ничего иного, то начинает он хулить тех, кто живёт благочестиво, поступая в полном соответствии со своим именем, которое означает «хулитель» и «противник» – ибо он ненавидит и противится всему, что угодно Господу нашему Иисусу Христу. Блаженны вы, если злословят вас за имя Христово, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется (1 Петр. 4, 14). Когда святой Пророк Даниил совершал своё ежедневное молитвенное богослужение, а сатана никакими ухищрениями не мог причинить вреда благочестивому мужу и дать выход своей зависти и ярости, ибо Даниил проводил праведную, чистую, безупречную жизнь, – то задумал сатана лишить Пророка жизни, воспрепятствовав его богослужению, заключающемуся в каждодневной молитве; но Бог, Которому Даниил служил в своём сердце, могущественно помог ему (Дан., гл. 6). Также и всех, кто живёт благочестиво, сатана умышляет ввергнуть в львиный ров; но Господь говорит им: кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12, 26). Не гораздо ли лучше – быть почтённым от Бога перед всеми святыми Ангелами за благочестие, нежели прославляться от мира сего за нечестие?
- 2) Благочестие есть благородная жизнь Христа в верующих членах Его Тела и плод Святого Духа. Высокомерные, гордые и сладострастные чада мира сего презирают и поносят благочестивую жизнь и воздвизают на неё гонение. Но кто ненавидит и преследует христианскую жизнь, тот ненавидит и преследует Самого Христа в благочестивых членах Тела Его. И хотя поношения и гонения печалят внешнего человека, но это угодно Богу (1 Петр. 2, 19-20); хулители же дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых (1 Петр. 4, 5).
- 3) Христианская благочестивая жизнь выявляет различие между детьми Божиими и детьми сатаны, между теми, кто принадлежит Христу, и теми, кто чужды Ему (1 Ин. 3, 10; Гал. 5, 22 — 6, 2). И хотя это различие ещё не открыто людям, Господу Богу оно известно, и Он явит его в своё время, как пишет о том Пророк Малахия. Нечестивые говорят: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? (Безбожным и плотским людям благочестивая жизнь представляется тяжкой, но любящим Бога она легка и сладка.) И ныне мы считаем надменных счастливыми: делающие беззакония лучше устраивают себя, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему (Мал. 3, 14-18).
- 4) Священное Писание почитает нечестивыми и осуждает всех тех, кто живёт по плоти, отказывая им в Царстве Божием. Потому-то столь необходимо отложить жизнь плотскую и воспринять духовную, которая во всех отношениях должна быть противоположна плотской жизни, то есть похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), – а иначе мы не сможем быть признаны членами Тела Христова. Ибо кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). А где Дух Божий, там и плоды Духа. И только те суть чада Божии, кто водим Духом Святым, и только те Христовы, кто распял плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
- 5) И именно это есть те тесные врата, которыми мы должны войти в жизнь, и узкий путь, ведущий в жизнь; и немногие находят их (Мф. 7, 13-14). Обретают же этот путь и идут по нему те, которые истинно веруют в Сына Божия, ищут своего оправдания только в Нём, дают плодам веры и оправдания действовать и царствовать в себе, и сверх того претерпевают всё, что попускает Господь Бог, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но мы имеем обетование, что если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся (Рим. 8, 17; также 2 Тим. 2, 10-12). Слава, честь и бессмертие тем, которые постоянством в добром деле ищут жизнь вечную (Рим. 2, 7), – что без истинной веры никому невозможно. Поэтому совокупность всех заповедей – любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1, 5).
- 6) Не так ли шествовал перед нами Христос, и не так ли несли за Ним Его крест все святые? Что это были за люди? Были ли они чадами мира сего? продолжали ли они после своего покаяния плотскую нечестивую жизнь? Шли ли они широким путём в погибель после своего обращения ко Христу? Не следовали ли они всю свою жизнь в великом терпении смиренным стопам Христовым и святому примеру Его жизни? Не взяли ли они на себя Его крест (Мф. 10, 38), Его иго и бремя – которые во Христе благи, легки и сладки (Мф. 11, 29-30) – и не понесли вслед Господа? Не уподобились ли они образу Божию принятием креста? Вы думаете, что всё это было их недомыслие, что вера их была мертва[1]? Что же это такое стряслось, что столь необходимое учение об истинной живой вере и рождении свыше попирается и хулится премудрейшими, рассудительнейшими и наиразумнейшими учёными и неучёными гордецами, тогда как оно везде поставлено во главу угла, и без этого основания не может быть никакой святой христианской жизни? И я истину говорю: эти люди не знают, что они хулят. Они никогда не понимали, что такое вера, рождающая нового человека; они не разумеют, что есть усыновление Богу; не познали они ни духовного царства Христова в верующих, ни высокое таинство Церкви как Тела Христова, в которой Христос – Глава и полнота Наполняющего всё во всём (Еф. 1, 23), ни того, как Дух Святой обитает в верующих и правит всею их жизнью. Скажите мне, что есть Церковь Христова? Не есть ли она духовное поле и виноградник Божий (Мф. 13, 24; 20, 1)? Где же плоды? только лишь эта испорченная, затоптанная, повреждённая ржой пшеница, которую заглушают безобразные сорняки и овсюг? только лишь дикие ягоды, которые приносит [возделанный Христом] виноградник (Ис. 5, 1-2)? И чьё должно быть это служение – плоти или духа[2]? Берегитесь же злых делателей (Фил. 3, 2).
- Итак, как необходимо молиться, чтобы тираны, нечестивые сборища и секты не препятствовали распространению Евангелия и правой веры, так крайне необходимо молить Бога, чтобы нераскаянность, миролюбие, лицемерие и соблазны не препятствовали путям благочестия и христианской жизни, дабы Судный день не постиг нас внезапно во грехах наших (Лк. 21, 34) и не изнёс на нас строгий приговор.
[1] Здесь Арндт полемизирует со своими оппонентами. Исходя из написанного, предположительная аргументация этих оппонентов такова: вера спасает сама по себе, и раз нужно прибегать к делам благочестия – то, что Арндт понимает как действенное следование за Христом – то это уже не вера, а «дела», и, стало быть, вера «мертва».
[2] Предположительно: оппоненты полагали, что Арндт призывает к «служению плоти», признавая недостаточным чистое «духовное» служение веры.