О духовном делании нового внутреннего человека
Иоганн Арндт. Об истинной вере и святой жизни
дополнение к книге «Об истинном христианстве»
Глава третья
- Внутреннее и духовное делание нового человека состоит преимущественно в истинном, живом познании Бога, в любви Иисуса Христа, в размышлении о Его всесвятых заслугах, в сладком и любезном утешении Святого Духа, в созерцании всемогущества, премудрости и любви Божией в действиях Его благодати, которые мы видим в сотворении и поддержании жизни всего сущего. Верующая душа размышляет о благости Творца, Своей божественной силой распростирающего над нами надёжный покров хранителей наших Ангелов, молится об этом покрове и благодарит Бога за него. Она часто помышляет о том, что всем правит высочайшая премудрость и промысл Божий; благодарит Бога, что Он из милости избрал её Своим чадом во Христе; созерцает красоту образа Божия, по которому был первоначально сотворён человек и который каждодневно обновляется в ней Духом Святым. Верующая душа часто воспоминает гнусность и мерзость первородного греха, в котором мы зачаты и рождены (Пс. 50, 7), и молится Богу, чтобы Он очистил её от него и сохранил от прегрешений; также размышляет о совершеннейшей немощи человеческих сил, о крайней своей малости и о том, что она – совсем ничто без Божией благодати. Она ужасается гневу Божию, о котором говорит Его слово и божественный Закон, но утешается милостивыми обетованиями святого Евангелия об оставлении грехов, дарованном нам кровью и смертью Христовой. Внутренний человек живёт в непрестанном покаянии и скорби о своих грехах, сердечно раскаиваясь в них; он радуется об оправдании во Христе верой, навыкает любви и милосердию к людям, подвизается во всех добрых делах во славу Божию и на пользу ближнему. Он неустанно размышляет о завете благодати, который Бог заключил с нами в Крещении; часто приступает к Святой Вечери Господней и созерцает святую смерть Господа, благодаря Его за причащение драгоценнейшему сокровищу Тела и Крови Его, чем Он удостоверяет нас в Своей любви и нашем спасении. Внутренний человек радуется о том, что он принадлежит святой Христовой Церкви, Глава которой – Господь, Чьему совершенству приобщаются все члены Тела Его. С усердием и благоговением он внимает слову Божию, изучает его, призывает Бога о имени Иисуса Христа, благословляет и славит сие имя. Постоянно молится Богу об оставлении грехов, об умножении веры, о терпении в несении креста, о смирении, о божественной любви, об избавлении от всякого заслуженного им наказания, о помощи во всех искушениях, о благодатном присутствии Божием, об утешении, мире и радости сердца, о вечной жизни и будущей славе. Всего этого требует благоговейное, преданное Богу сердце, кротко покоящееся во Христе и в утешении Святого Духа. И можно не сомневаться, что такое сердце приимет обильные духовные дары, просвещение, благодать, утешение, жизнь, крепость, силу, мир и радость, о чём св. Павел благодарит от всей души Бога, благословившего нас во Христе всяким духовным благословением в небесах по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении (Еф. 1, 3; 8).
- Но никто не должен думать, что такие внутренние занятия души – это закон, принуждение или изнурительный труд. Нет, для верующих это радость и веселье, и часто одно лишь молитвенное воздыхание заключает в себе всё то делание, которое приводит душу к Богу. Дух Святой, небесный Педагог, учит нас этому деланию без всякого нашего труда и утомления, Он напоминает нам всё (Ин. 14, 26) в одно мгновенье и просвещает наш разум молниеносно и без всяких усилий, как написано: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы через нас – через проповедь Евангелия – воссияло познание славы Божией в лице Иисуса Христа (ср. 2 Кор. 4, 6)[1]. Божественно просиявшее лицо Моисея наводило страх (Исх. 34, 30; 2 Кор. 3, 13); лик же Христов источает радость и просвещение в познание славы Божией. Это и есть небесное помазание, которое учит нас всему (1 Ин. 2, 27) без какой бы то ни было тяготы, и столь сие легко, что всякая верующая душа, лишь только всерьёз обратит она свою молитву к Богу, тут же почувствует, вкусит и увидит, как благ Господь (Пс. 33, 9). Как драгоценна, говорит Псалом, милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет (Пс. 35, 8-10). Об этой духовной пище и питии нового человека мы поговорим дальше в пятой главе; но прежде нужно сказать о слове Божием.
[1] И здесь существенное различие между Русской и Лютеровской Библией. Синодальный текст: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Немецкая Библия: Gott, der da hieß das Licht aus der Finsternis hervorleuchten, der hat einen hellen Schein in unsere Herzen gegeben, daß durch uns entstünde die Erleuchtung von der Erkenntnis der Klarheit Gottes in dem Angesichte Jesu Christi (Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы через нас явилось воссияние познания славы Божией в лице Иисуса Христа).