Терстеген. О святом безразличии
Письмо 23-е
Увещевание беспокойной душе, как достигать постоянного мира сердца
* * *
Во благодати Господа Иисуса сердечно возлюбленная сестра!
Ваше любезное письмо от 15 числа своевременно получил. Мне очень жаль видеть вас во внутреннем беспокойстве, расстройстве и напряжении; такое состояние препятствует Богу действовать в вашей душе подобающим образом. Пусть даже по временам тяжесть и скорбь сменяются у вас некоторою радостью и отдохновением, – но это не тихая радость, и не тихая скорбь, в коих действует Бог. Внутреннее напряжение и беспокойство проникает и туда, и туда, и соделывает всё мятущимся и бесплодным. Посему я не только сердечно желаю вам Божьего мира, но и хочу пояснить, как надлежит достигать и сохранять его. Послушайте же, что я скажу.
Ваше внутреннее расстройство, напряжение и беспокойство происходит от того, что вы «застреваете» на самой себе и ищете свой мир и покой там, где его не может быть – а именно, в том, чтобы другие люди поступали так, как вам представляется правильным; чтобы ход вещей шёл так, как вы считаете нужным; и чтобы всё у вас, по душе и телу, происходило сообразно тому, что вы сами для себя определяете как благо. Поскольку в жизни так не бывает, то у вас не иссякают поводы к беспокойству; и даже когда время от времени дела идут, как вы предначертали, ваше напряжение не проходит, ибо вы не уверены в том, что в следующий момент всё будет по-вашему, – а именно в последнем вы полагаете всю прочность и радость своего существования. Но это глубоко неправильно.
Если вы, дорогая сестра, хотите пребывать в неразоримом мире Божием и внутренней тишине, то научитесь всем сердцем молиться: да будет воля Твоя, а не моя (Мф. 6, 10), и основывайте своё благобытие только на том, чтобы Бог всегда был с вами и исполнял в вас и через вас Свою святую волю, и во времени, и в вечности. Всё прочее, чем бы оно ни было и как бы оно ни шло, должно быть для вас совершенно безразличным (в точном значении этого слова: «равным для души», «равно-отстранённым»); и когда против сего восстанут самость и силы падшего естества, то их нужно вменять ни во что, – и так до смерти. Только на этом пути вы сохраните благородный внутренний мир, благоугодите Богу и во всём – я подчёркиваю это: во всём! – обретёте пользу и отраду (Рим. 8, 28); ибо Бог правит всем, если только Ему не мешает самостная воля.
Сердечно приветствуйте N. и N. Иисус да живёт и побеждает!
Ваш немощный собрат.
Мюльхайм, 18 марта 1757 г.
(2, IV, 23)
________________________________________
Письмо 128-е
Как себя держать при многих посещениях и других подобных случаях,
дабы всегда быть с Богом.
О равном расположении души ко всему
* * *
N. N.!
То, что вы при ваших нынешних обстоятельствах, когда вам приходится наносить столько визитов и самому принимать посетителей, внутренне чувствуете себя «не на своём месте», я очень хорошо могу понять – это такое противоядие от суеты. Старайтесь по возможности сохранять своего внутреннего человека в мире, даже если вам многое не по душе. И в прочих подобных случаях храните себя (1 Ин. 5, 18), а лучше сказать, предоставляйте Господу хранить вас в детской равно-отстранённости и безмятежности, не беспокоясь о том, идёт ход вещей так или иначе. О! сколь безразлично, то есть равно-малозначаще для души, должно быть для нас всё, если только Бог доволен нами! А Он доволен нами тогда, когда мы довольны Им и всем, что посылает нам Его промысл. Принимать всё, как есть – вот искусство христианина. Если же мы, делая что-либо доброе или дозволенное и встречая препятствия к осуществлению сего, разоряемся, значит, мы ещё не овладели сим искусством.
Сказанное не значит, что нам нужно становиться бесчувственными и равнодушными. Нет, добро должно радовать нас, а зло – печалить и огорчать. Но только сей чувствительности не следует проникать в нашу сокровенную комнату (Мф. 6, 6) и смущать сердце; это вредит внутреннему человеку. Если же против воли таковое смущение случится (что часто бывает в немощи), то нужно перетерпеть оное в возможно более мирном духе.
Что касается образа совершения ваших дел, то не основывайтесь здесь на чувствах; они легко могут обмануть вас. Если ваше намерение чисто и просто, а воля предана Богу, то делайте всё, что вы считаете нужным; препоручение своего действования Богу – лучшая опора для нас. Не относите свой покой или беспокойство на счёт ваших визитов или посетителей; это может иметь и другие причины. Блюдите намерение и волю, как я только что сказал, и тогда вы будете пребывать в мире. – Вообще же за все наши дела нам надлежит приниматься с наивозможной добросовестностью, но не ожидать, что они непременно удадутся нам наилучшим образом, или что нас одобрят за них другие люди. На этом пути Господь чудесно учит нас тому, чтобы удачи или неудачи, одобрение или неодобрение и прочие следствия наших трудов мы со всяческим спокойствием предавали Божией воле; во всём же остальном, что от нас не зависит, соблюдали вышеназванное равно-отстранённое расположение души, будь то в отношении дел, вещей, разговоров и всего, что только ни происходит.
Касательно вашей внутренней жизни можно сказать то же самое. Вверьте и препоручите Господу Иисусу душу и тело, сердце и волю, всё ваше временное и вечное. Молитвенно скажите Ему от всего сердца, что вы не желаете ничего иного, как только принадлежать Ему и угождать Ему, невзирая на то, что́ вы переживаете в сей момент – отраду или скорбь, свет или тьму. Устремляйте все свои сердечные помыслы, стремления любви и желания души только к Нему, и, отстраняясь от падшего творения и ветхой душевности, приникайте к Нему. Вверзите всю свою немощь в море Его любви, смиритесь пред Ним, радуйтесь в Нём и забывайте самого себя, и меня, и всё творение; тогда ваш внутренний человек будет всецело Божиим и поистине обретёт Господа. Аминь.
(2, IV, 128; 131)